123

Как выбрать тормозную жидкость?

Содержание

Тормозную жидкость, как и моторное масло, нужно регулярно менять. К сожалению, многие автомобилисты узнают об этом слишком поздно, когда компоненты тормозной системы требуют дорогостоящего ремонта, либо и вовсе после отказа тормозов. В этой статье мы расскажем про выбор тормозной жидкости, ее состав, классификацию и периодичность замены, чтобы сделать эксплуатацию вашего автомобиля максимально безопасной.

Содержание статьи:

Принцип работы тормозной жидкости

Для наглядности предлагаем рассмотреть принцип работы тормозной жидкости в несколько упрощенном виде. При нажатии на педаль тормоза поршень главного тормозного цилиндра создает давление в гидравлической системе, за счет чего жидкость передает усилие на исполнительные механизмы – поршни суппортов или тормозных цилиндров. Они, в свою очередь, прижимают тормозные колодки к рабочей плоскости тормозного диска или разводят колодки к внутренней поверхности тормозного барабана. Трение колодок о барабан или тормозной диск, автомобиль замедляется. Таким образом, тормозная жидкость является базовым элементом безопасности на дорогах.

Стойкость к закипанию тормозной жидкости

Тормозная жидкость – в первую очередь жидкость, и она имеет свойство закипать. В процессе торможения из-за трения колодок о тормозные диски или барабаны выделяется много тепла, которое передается жидкости. Чем интенсивнее мы тормозим, тем больше вырабатывается тепла и тем выше вероятность закипания тормозной жидкости.

Из школьной программы мы помним – жидкость не сжимается, а газ – да. Соответственно, если тормозная жидкость закипит (часть ее объема перейдет в газообразное состояние), то пузырьки пара не позволят водителю эффективно остановить автомобиль, так как при нажатии на педаль тормоза воздушные пробки будут сжиматься, «поглощая» часть усилия, передаваемого тормозным механизмам.

А значит, главным свойством тормозной жидкости является стойкость к кипению.
Кроме того, качественная тормозная жидкость должна обладать низкой температурой застывания (в районе 65–70 градусов по Цельсию), чтобы автомобиль можно было эксплуатировать зимой.

Отчего закипает тормозная жидкость?

Из-за особенности своего состава «тормозуха» обладает гигроскопичностью, то есть она накапливает воду из окружающего воздуха. Контакт с воздухом происходит через бачок главного тормозного цилиндра, который является расширительным бачком, стабилизирующим давление в тормозной системе при циклах нагревания (расширения) и остывания (сжатия) тормозной жидкости.

Как только в объеме тормозной жидкости накапливается более 3,5 % воды, она может закипеть, образуя воздушные (паровые) пробки, даже при температуре 120–130 градусов, отчего в лучшем случае педаль станет «ватной» и машина будет замедляться хуже. В худшем – произойдет авария на большой скорости из-за отказа тормозов.
Чаще всего эффект закипания наблюдается в горах – на затяжных спусках, а также на гоночных треках и загородных трассах, при динамичной езде с частыми торможениями.

Поэтому перед поездкой проведите диагностику тормозной системы и замените тормозную жидкость превентивно.

Свойства тормозной жидкости

Сегодня наиболее распространенными являются гликолевые тормозные жидкости, в состав которых входит смесь полиэтиленгликоля и полигликолевых эфиров. Они достаточно агрессивны, и с ними нужно работать осторожно.

Интересно, что полиэтиленгликоль здесь работает как смазка для внутренних движущихся элементов тормозной системы. Но из-за слишком высокой вязкости материала в него добавляют растворитель из полигликолевого эфира. Возможно, вы замечали, что тормозная жидкость может въедаться в лакокрасочное покрытие автомобиля. Виновником такого эффекта как раз и является растворитель на основе полиэфиров.

Кстати, растворитель играет еще одну важную роль – обеспечивает однородность состава, растворяя не только полигликоли, но и другие компоненты жидкости.

Агрессивность гликолевых составов вынуждает производителей делать уплотнения в тормозной системе автомобиля из специальной резины с повышенной химической стойкостью. Однако некачественная или контрафактная тормозная жидкость может разрушить даже такую резину.

Плюс гликолевого состава – относительно невысокая цена и хорошая стойкость к закипанию. А главный минус – химическая активность и гигроскопичность. Состав накапливает воду, даже если вы не пользуетесь автомобилем.

Состав и присадки тормозной жидкости

В гликолевых тормозных жидкостях, в зависимости от класса, требуемых характеристик и рецептуры, может содержаться до 30 % смазывающего вещества (полигликолей), от 60 до 90 процентов растворителя (полигликолевых эфиров), и от 2 до 5 % объема состава «занимают» дополнительные компоненты и присадки, улучшающие базовые характеристики.

Важнейшими компонентами являются добавки, улучшающие термическую стойкость к кипению, а также ингибиторы коррозии. Интересно, что ингибиторы в оптимальном количестве содержатся только в продукции крупных производителей, так как применение качественных присадок сказывается на конечной цене продукта. Точно так же, как и добавление антиокислительных присадок.

Ингибиторы коррозии защищают внутренние поверхности металлических элементов тормозной системы, что очень важно из-за химической активности и гигроскопичности тормозной жидкости. Антиокислительный компаунд продлевает срок службы состава и замедляет окислительное расщепление полигликолей и эфиров, препятствуя образованию окислительного налета и осадка смол на внутренних поверхностях тормозной системы.

Кроме того, качественная тормозная жидкость может содержать дополнительные смазывающие компоненты, продлевающие срок службы тормозной жидкости.

Зачем менять тормозную жидкость?

Тормозная жидкость, как и любая техническая жидкость вообще, имеет свой предельный срок службы. Присадки и химические компоненты со временем разрушаются, чему способствуют частые температурные колебания при работе тормозной системы. Про гигроскопичность и опасность закипания тормозной жидкости мы писали выше.
Но вода несет еще одну опасность – она вызывает коррозию внутренних элементов тормозных механизмов. Согласитесь, дешевле поменять только жидкость, чем главный тормозной цилиндр, цилиндры суппортов и все тормозные трубки. Кроме того, окислительные процессы образуют осадок и смолы, которые оседают в системе.

Как часто менять тормозную жидкость

При замене тормозной жидкости важно ориентироваться на предписания автопроизводителя, указанные в инструкции к вашей машине.

К тому же периодичность замены зависит от ряда факторов:

  • тип и класс тормозной жидкости;
  • манера езды водителя и условия эксплуатации автомобиля;
  • фактическое состояние тормозной жидкости и тормозной системы;
  • марка и модель автомобиля.

С другой стороны, для большинства легковых автомобилей сервисный интервал по замене тормозной жидкости составляет 40 000 километров пробега, то есть каждые 2–3 года. Автомобилистам, предпочитающим динамичную езду, в профилактических мерах можно сократить интервал замены до 30 000 километров.

Интересно, что для многих машин премиум-класса предписана полная замена тормозной жидкости через каждые 20 000 километров. На тех же пробегах меняют «тормозуху» и в спорткарах.

Классификация тормозной жидкости

Чтобы правильно подобрать состав, подходящий именно вашему автомобилю, нужно разбираться в классификации тормозных жидкостей. Сегодня существует несколько актуальных классов тормозной жидкости по стандартам Министерства транспорта США – DOT – Department Of Transport. Он описывает температуру кипения тормозной жидкости в зависимости от температуры воздуха. Также есть требования стандарта Bosch как главного производителя систем ABS, он несколько строже и включает требования по вязкости состава. Классификации DOT и Bosch в целом совпадают, значимые различия есть только по классам DOT 4, Bosch выделяет несколько подклассов и в классе DOT 5.1. Отметим, что жидкости подклассов в классификации Bosch могут быть безболезненно заменены на жидкости DOT соответствующего класса, без учета подклассов.

Тип тормозной жидкости DOT 3

Жидкость DOT 3 – гликолевый состав, который предназначен для маломощных автомобилей ранних конструкций с барабанными тормозами или дисковыми тормозами только на передней оси. Такие авто не поражают динамикой, а значит, не требуют высокой эффективности торможения.

Рабочая температура в их тормозной системе обычно не превышает 150 градусов по Цельсию. По стандарту DOT 3, жидкость не должна закипать при температуре до 205 градусов.

Интересно, что из-за гигроскопичности тормозных жидкостей стандарт DOT учитывает и температуру закипания увлажненной жидкости, набравшей 3,5 % воды.

Так вот, увлажненная жидкость DOT 3 закипает уже при 140 градусах! Это еще один аргумент в пользу своевременной замены тормозной жидкости.

Тип тормозной жидкости DOT 4

DOT 4 также создана на основе полиэтиленгликоля и полигликолевого эфира. Но здесь имеется специальный пакет присадок, повышающий температуру кипения. Жидкость не закипает при нагреве до 230 градусов. Увлажненный состав не должен закипать при 155 градусах.
DOT 4 – самый распространенный тип тормозной жидкости, который подходит для большинства актуальных автомобилей. По классификации Bosch жидкости DOT 4 Super и DOT 4 HP должны обладать улучшенными температурными характеристиками.

Тип тормозной жидкости DOT 4 Super

DOT 4 Super – гликолевый состав для современных авто без ABS/ESP. По стандартам Bosch обладает улучшенными характеристиками при высоких температурах. Не должен закипать при 260 градусах, а в увлажненном состоянии – при 180 градусах.

Тип тормозной жидкости DOT 4 HP

DOT 4 HP – гликолевый состав с пониженной вязкостью для автомобилей с ABS, ASR, ESP. Снижение вязкости обусловлено тем, что смена давления в системах, где применяется электронная регулировка тормозных усилий, происходит очень быстро, а более вязкий состав может снижать ее эффективность. По стандартам Bosch жидкость DOT 4 HP не должна закипать при температуре до 265 градусов, увлажненная жидкость должна держать температуру до 180 градусов.

Тип тормозной жидкости DOT 5

Жидкость класса DOT 5 создана на основе силикона для высокоскоростных и спортивных автомобилей, тормозная система которых постоянно испытывает высокие нагрузки. Такая жидкость штатно работает при температуре до 260 градусов по Цельсию и не накапливает воду. Эта жидкость гарантирует более высокую информативность торможения, но срок ее службы ограничен всего одним годом. Широкого распространения не получила.

Тип тормозной жидкости DOT 5.1

DOT 5.1 – это гликолевый состав с пониженной вязкостью, разработанный для автомобилей, оборудованных системами ABS последних поколений. Уровень вязкости у него чуть ниже, чем у DOT 4 HP, а термостойкость выше. Температура кипения – не ниже 260 градусов – одинаковая для классификации DOT и Bosch. Температура закипания влажной жидкости по DOT – 180 градусов, по классификации Bosch – 185 градусов.
Очень важно при покупке жидкости DOT 5.1 не перепутать ее с силиконовой DOT 5, так как составы абсолютно разные и несовместимы.

Совместимость разных классов тормозной жидкости

Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, если это разрешено автопроизводителем, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства состава при этом ухудшатся.

DOT 4 совместим с DOT 3, но здесь следует помнить – добавлять DOT 4 в DOT 3 с осторожностью можно, а доливать DOT 3 в DOT 4 не стоит, это серьезно снизит характеристики состава.

DOT 5.1 запрещено смешивать с другими жидкостями – у них совершенно разный состав и базовая основа.

Кроме того, мы бы не рекомендовали смешивать жидкости одного класса, но разных производителей, так как это может привести к непредсказуемой химической реакции и отказу тормозов. Смешивать составы разных классов от одного производителя – тоже не стоит. Почему, мы написали выше.

Как выбрать тормозную жидкость?

Выбирать тормозную жидкость надо максимально ответственно, так как от ее качества зависят ваша жизнь и безопасность. Лучше отдавать предпочтение высококачественным составам от топовых производителей. Обратите внимание на полностью синтетические тормозные жидкости премиального бренда Rolf. Они позволят держать ваш автомобиль под полным контролем на любой скорости.

Не стоит забывать и о том, что тормозная жидкость должна полностью соответствовать требованиям автопроизводителя.

Подобрать тормозную жидкость на ваш автомобиль можно по этой ссылке.

Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 0, в среднем: 0 из 5)