154940

Какое масло купить: 5W-30 или 10W-40

Содержание

Правильный выбор вязкости моторного масла – важнейшее условие для долгой жизни ДВС. Обычно автопроизводители дают целый список допусков, чтобы мы могли подобрать оптимальный продукт под конкретные условия эксплуатации. Предлагаем разобраться, что предпочтительнее: масло с маркировкой SAE 5W-30 или SAE 10W-40?

Почему важна вязкость

Задача любого моторного масла – защита движущихся пар трения за счет создания защитной пленки на их поверхностях. Если сильно упрощать, то чем выше вязкость масла при рабочей температуре двигателя, тем больше толщина пленки. Соответственно, чем вязкость ниже, тем тоньше создается защитный слой. Но не стоит бежать в магазин за самым вязким составом, сейчас расскажем почему.

Зазоры в парах трения у разных моторов неодинаковые. Так, современные агрегаты имеют минимальные зазоры между кольцами поршней и стенками цилиндров, масляные каналы у них узкого сечения, а канавки коренных вкладышей – неглубокие. Все это позволяет сделать мотор более мощным, повысив степень сжатия, а также более эффективным за счет использования более текучих смазок: снижаются потери энергии на прокачку густого масла. Двигатели старой конструкции, наоборот, обладают «внушительными» зазорами в парах трения и «широкими» масляными каналами.

Соответственно, и толщина защитной пленки для каждого ДВС необходима своя, а значит, пренебрегать рекомендациями автопроизводителей по выбору масла нельзя. Каждый силовой агрегат разрабатывается под смазку с конкретной вязкостью.

001.png

Что лучше: высокая или низкая вязкость

Самая лучшая вязкость та, которую рекомендовал производитель ДВС. Обычно все спецификации указаны в сервисной инструкции к машине. Любая самодеятельность в этом вопросе губительна.

Если масло окажется недостаточно вязким, то защитная пленка на парах трения окажется слишком тонкой, будет рваться, гарантируя ускоренный износ механизмов.

В то же время и слишком густое масло – опасно. Если защитная пленка окажется «толще» зазора, сила трения возрастет, мотор потеряет мощность (часть энергии пойдет на прокачку смазки, преодоление повышенных нагрузок в парах трения), вырастет и тепловая нагрузка на двигатель, и расход топлива.

От такого издевательства машина может просто не завестись! А если заведется, возникает риск загубить масляный насос, гидрокомпенсаторы или турбину. Вдобавок чрезмерно густое масло не обеспечит проникновение достаточного количества смазки к вкладышам коленчатого вала; оно не сможет защитить стенки цилиндров и кольца поршней. Как итог – капремонт или покупка нового ДВС.

002.png

О чем говорит маркировка масла по SAE

Повторимся в третий раз: выбирая масло, соблюдайте все предписанные спецификации. Базовой из них является маркировка моторного масла по вязкости SAE, введенная Ассоциацией автомобильных инженеров из США (Society of Automotive Engineers) в далеком 1911 году.

По SAE составы делятся на летние, зимние и всесезонные (универсальные). Летнее масло обозначается только одной цифрой, его маркировка выглядит следующим образом: SAE 50. Зимнее масло тоже содержит одну-единственную цифру, но к ней появляется буква W, обозначающая зиму (winter). Зимняя маркировка выглядит так: SAE 5W.

Для нашей страны удобнее использовать всесезонное моторное масло, способное трудиться и в жару, и в лютые холода. Маркировка таких составов содержит сразу две цифры и букву W между ними. Выглядит маркировка так: 5W-30, где первая цифра (в нашем примере «5») обозначает класс вязкости при отрицательных температурах – чем эта цифра меньше, тем легче мотору прокачивать масло на морозе. Вторая цифра обозначает класс вязкости при положительных температурах (в нашем примере это «30»). Чем больше второе число, тем большую жару может «выдерживать» масло, сохраняя свои характеристики, не становясь слишком «жидким».

Универсальное или всесезонное масло обычно по цене дороже, так как перед его создателями стоят сложные задачи. Зимой масло должно быть максимально текучим при минусовых температурах (что для жидкости нехарактерно), а летом, наоборот, оно должно оставаться достаточно густым, чтобы масляная пленка не разрывалась. Но что важнее, масло должно иметь очень стабильные характеристики при рабочей температуре охлаждающей жидкости двигателя, которая для актуальных сегодня моторов составляет 90–105 градусов, в зависимости от конструкции ДВС.

003.png

Чем отличаются 5W-30 и 10W-40

В нашей стране особенно востребованы масла вязкости 5W-30 и 10W-40 по SAE. Предлагаем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Чаще всего маркировка 5W-30 говорит о том, что перед нами синтетика, которая предпочтительнее, за счет более стабильных характеристик и пролонгированного жизненного цикла. Масло с маркировкой 10W-40, скорее всего, окажется полусинтетическим. Из-за того, что пакет присадок и базовое масло у 5W-30 более технологичны, оно стоит дороже.

Следующий важный момент – диапазон температур, при которых масло будет эффективно работать. Так, 5W-30 – чуть более зимний вариант, в теории обеспечивающий текучесть до минус 35 градусов, а 10W-40 нормально работает при 25–30 градусах ниже нуля. Понятное дело, что в нашей стране лучше ориентироваться именно на зимнюю температуру. Например, для холодных северных широт выгоднее брать 5W-30, а для средней полосы подойдет 10W-40, ведь температура там редко опускается ниже минус 25 градусов.

В теплое время года 5W-30 можно использовать до плюс 30–35 градусов, а 10W-40 способно работать даже при жаре в 40 градусов.

004.png

Лабораторные данные

При лабораторных испытаниях моторных масел хорошо заметно, что параметры вязкости любого из них заметно меняются в процессе нагрева.

Так, при нагреве до рабочей температуры в 100–110 градусов все качественные масла (даже минеральные) должны укладываться в оптимальную кинематическую вязкость, диапазон которой составляет от 9 до 18 мм2/с. По требованиям SAE, масла 5W-30 должны обеспечивать кинематическую вязкость при 100 градусах в пределах 9,3–12,5 мм2/с. У составов 10W-40 требования иные: 12,5–16,3 мм2/с. Для современных моторов разница ощутимая, именно поэтому нельзя заливать в мотор масло, вязкость которого отличается от рекомендованной. Скажем так, если для вашего ДВС предписано использовать 5W-30, а 10W-40 в рекомендациях нет, то 5W-30 – единственный вариант из двух представленных.

Если же в мотор можно заливать и SAE 10W-40, и SAE 5W-30, то ориентируйтесь на параметры холодного пуска и климат места эксплуатации авто. Однако отметим, состав 10W-40 при холодном пуске будет прокручиваться хуже, а мотор надо прогреть хотя бы до 30 градусов, прежде чем начинать движение. С другой стороны, защита в жарких регионах будет чуть выше именно с маслом 10W-40.

005.png

Можно ли смешивать масла 5W-30 и 10W-40

Если допуски производителя позволяют использовать оба состава, значит их можно смешивать? Тем более, что автомобильные форумы «разрешают» брать на доливку все, что угодно. Наш строгий ответ – нет!

Смешивать масла разной степени вязкости – недопустимо! Такое безрассудство приведет к изменению общих характеристик масла в моторе, присадки и базовая основа начнут ускоренно деградировать, а масло потеряет большую часть своих защитных, моющих и антикоррозионных свойств.

В крайнем случае можно долить масло той же вязкости и с теми же спецификациями, что было залито в двигатель. Еще лучше, если и производитель будет тот же.

Какое моторное масло выбрать

Около года назад авторитетный журнал «За рулем» провел довольно суровый ресурсный тест моторных масел брендов Rolf, Castrol, Motul, Total и Shell. Составы вязкостью 5W‑30 испытывали в двигателях московских такси в условиях летней жары и жутких столичных пробок. В независимой лаборатории МИЦ ГСМ оценивали соответствие масел заявленным спецификациям, проверяли их ресурс и составы присадок.

По итогам независимых тестов масло Rolf GT 5W‑30, локализованное в России, получило очень высокую оценку. Его кинематическая вязкость при 100 градусах оказалась даже лучше, чем у некоторых европейцев, составив 11,6 мм2/с. Подробнее о результатах тестов и лабораторных анализов можно прочитать по ссылке:

https://www.zr.ru/content/articles/936675-skolko-prozhivet-maslo/.

Признание главного автомобильного журнала говорит о многом. Как минимум о том, что масла Rolf сопоставимы по своим характеристикам, защитным свойствам и ресурсу с составами ведущих мировых брендов, отличаясь лишь более выгодной ценой.

Сегодня в линейке бренда ROLF есть следующие продукты, отвечавшие спецификациям вязкости по SAE 5W‑30: полностью синтетические моторные масла, изготовленные из высококачественных синтетических базовых масел (GTL + PAO) и многофункционального пакета присадок серии Rolf Ultra.

Премиальные синтетические масла серии GT:

Спецификациям SAE 10W-40 соответствует полусинтетическое масло Rolf Energy 10W-40 A3/B4 SL/CF.


Если для вашего автомобиля нужны иные спецификации, вы всегда можете подобрать качественное моторное масло Rolf в нашем каталоге.

Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 0, в среднем: 0 из 5)