Эти масла выпускаются сезонными, адаптированными к конкретным климатическим условиям и требованиям производителей агрегатов.
Сезонность и условия применения
Поскольку эти масла выпускаются как сезонные, при их создании не требуется стабилизации вязкости в широком диапазоне температур. Поэтому применение высококачественной минеральной базы, имеющей в сравнении с полусинтетическими и синтетическими более ярко выраженную зависимость вязкости от температуры, возможно с введением умеренного количества присадок-стабилизаторов.
Для класса SAE 10W стандарт нормирует три параметра:
- Максимальная динамическая вязкость при -25 °С – 7000 мПа·с.
- Максимальная динамическая вязкость при -30 °С – 60 000 мПа·с.
- Минимальная кинематическая вязкость при 100 °С – 4,1 мм2/с.
Таким образом, масло ROLF TDTO SAE 10W может эксплуатироваться в трансмиссиях и гидропередачах в зимнее время при достаточно низких температурах, обеспечивая хорошую прокачиваемость, надежную работу клапанов гидрораспределения. В то же время в жарком климате, при высоких рабочих температурах тяжелонагруженных трансмиссий, маслопогруженных тормозов и фрикционов такое масло по стандарту может иметь достаточно низкую вязкость, что может привести к ухудшению смазочного материала и чрезмерному падению прочности масляной пленки.
В таких условиях оптимально использовать летние масла ROLF TDTO SAE 30 и SAE 50. Для них стандарт устанавливает следующие диапазоны допустимой кинематической вязкости при 100 °С:
- SAE 30: от 9,3 до 12,5 мм2/с;
- SAE 50: от 16,3 до 21,9 мм2/с.
При выборе вязкости масла учитываются требования производителя техники. Особенно это критично для гидротрансмиссий и исполнительных гидравлических механизмов, поскольку они проектируются в расчете на конкретный диапазон вязкостей рабочей жидкости. Превышение вязкости масла, заливаемого в механические коробки передач и редукторы, допускается в жарком климате и при особо тяжелых условиях эксплуатации, когда масло испытывает повышенную термическую нагрузку.
Работа маслопогруженных тормозов и сцеплений
В отличие от обычного типа трансмиссионных масел, где требуются максимальные по возможности антифрикционные свойства (это снижает потери в трансмиссии, уменьшает нагрев), масла TDTO должны иметь нормированные антифрикционные свойства. Это связано с тем, что такие масла могут применяться и в специфических для спецтехники агрегатах, имеющих работающие в масляной ванне тормозные механизмы и фрикционы. При высоких антифрикционных свойствах масло способно вызвать нарушение их работы, приводя к недостаточному тормозному усилию, проскальзыванию фрикционов под нагрузкой. При разработке линейки масел ROLF TDTO эти специфические требования учитывались в полной мере.
Классы качества и допуски
Основная группа стандартов, общеупотребимых для трансмиссионных масел, – это API GL. Масла ROLF TDTO выпускаются в соответствии с требованиями спецификации API GL-4, которая не только определяет противоизносные и противозадирные свойства масла, но и жестко нормирует уровень коррозионной активности масла.
Однако требования стандартов API GL разрабатывались с учетом специфики автомобильных механических трансмиссий. Они не предусматривают нормирование свойств, критичных для гидроагрегатов и фрикционов в масляной ванне. Поэтому производители спецтехники также разрабатывают собственные системы допусков, в которых формулируются исчерпывающие требования к маслам. При производстве линейки масел ROLF TDTO учтены следующие допуски крупнейших производителей спецтехники и трансмиссий:
- CATERPILLAR TO-4M/TO-4/TO-2;
- KOMATSU KES 07 868.1;
- ZF TE-ML 03C / 07F;
- VICKERS/ EATON I-280-S /M-2950;
- ALLISON C4 / TES 439.
Эти масла могут применяться во всех агрегатах, для которых указаны соответствующие допуски, при соблюдении требований к вязкости.