180

Базовая основа моторных масел

Содержание

Моторные смазочные жидкости состоят из присадок и основы. Состав и технология производства базовых масел непосредственно влияют на качество конечных продуктов. Базовые основы моторных масел могут изготавливаться разными способами: путем переработки сырой нефти или методом синтеза. В зависимости от технологии производства и химического состава, базовые масла делятся на пять групп. Они различаются по содержанию серы и углеводородов, индексу вязкости и другим параметрам.

Группы базовых масел

Основы, используемые при изготовлении смазочных материалов, делятся на пять основных групп. Классификация, описанная ниже, введена Американским институтом нефти (API) и является общепринятой во всем мире. Рассмотрим каждую группу более подробно.

Масла 1-й группы

Эти базовые масла получают в результате переработки нефти. Индекс вязкости для первой группы варьируется от 80 до 120. Кроме того, в таких маслах содержится менее 90 % насыщенных углеводородов. Чем выше их доля, тем меньше материал окисляется и деградирует в процессе эксплуатации. Элементом, который наоборот способствует деградации смазочной жидкости, является сера. В базовых маслах первой группы ее содержание может превышать 0,03%. Моторные смазочные жидкости, изготовленные на такой основе, являются наиболее дешевыми, но из-за высокого содержания серы подвержены преждевременному окислению, что приводит к быстрой потере свойств.

Масла 2-й группы

В отличие от масел первой группы, базовые масла второй группы при производстве проходят более глубокую очистку. Это позволяет достичь меньшей концентрации серы (не более 0,03 %) и большей доли насыщенных углеводородов (не меньше 90 %). За счет этого улучшается качество смазочных материалов, изготовленных на такой основе. Индекс VI, как и у первой группы, варьируется в пределах 80–120 единиц, но чаще всего он близок к верхней границе этого диапазона.

Масла 3-й группы

Базовые масла третьей группы также получают из нефтяного сырья, но в процессе их производства применяется технология каталитического гидрокрекинга. Эта технология позволяет избавляться от нежелательных компонентов путем не очистки, а преобразовывая их в молекулы с заданными параметрами. В связи с этим, индекс вязкости масел третьей группы достигает 150. К ним предъявляются такие же требования по содержанию углеводородов и серы, как и ко второй группе: от 90 % и не более 0,03 % соответственно. Поскольку в основе производства базовых масел третьей группы лежит процесс преобразования молекул, их относят к синтетическому типу. Моторные масла со столь высоким индексом VI отличаются более стабильными вязкостными характеристиками, которые меньше зависят от изменений температуры. На практике это значит, что при прочих равных условиях двигатель будет легче заводиться в холодную погоду, если в него залито автомасло с более высоким VI.

Масла 4-й группы

В отличие от трех предыдущих групп, эти автомасла производятся методом химического синтеза и состоят из полиальфаолефинов (ПАО) – синтетических масел, получаемых путем сложных химических преобразований, протекающих в специальных реакторах с применением катализатора. Их особенностью является то, что в их состав входят насыщенные углеводороды, полученные методом полного синтеза (fully synthetic), а не путем переработки нефти. ПАО имеют однородный молекулярный состав без органических примесей. Благодаря этому базовые масла четвертой группы имеют высокий индекс вязкости, высокую устойчивость к окислению, низкую температуру текучести и низкую испаряемость.

Масла 5-й группы

В последнюю, пятую группу входят синтетические материалы, не относящиеся к предыдущим группам. Дело в том, что автомасла могут производиться не только на основе полиальфаолефинов или переработанной нефти. Существует множество других типов смазочных материалов: кремнийорганические, полиэфирные, биосинтетические, полиалкиленгликолевые и др.  Среди них также можно выделить эфирные (эстеры) и нафтеновые (алкилированные нафталины) масла. Они обладают полярностью, в связи с чем, способны буквально примагничиваться к поверхностям пар трения, образуя надежную защитную масляную пленку.

Какие базовые масла лучше

С точки зрения качества и долговечности лучшими являются полностью синтетические продукты, изготовленные на основе масел 4-й и 5-й групп, поскольку они более устойчивы к окислению. Но составы 1, 2 и 3-й групп имеют определенные преимущества: относительную дешевизну, менее ресурсоемкое производство и др. Кроме того, они имеют разные сферы применения. Дорогие синтетические составы 4-й группы, рекомендованные для современных легковых автомобилей, не всегда подходят для тяжелонагруженных двигателей (например, в индустриальной спецтехнике), в которых нередко используют минеральные жидкости с высокой вязкостью.

Что происходит при смешивании разных видов базовых масел

Смешивание разных основ при производстве моторных смазочных жидкостей – распространенная практика. Это позволяет получать составы с различными значениями вязкости, антиокислительных характеристик и др. Например, при смешивании базовых масел 2-й и 3-й групп получают полусинтетические материалы, которые пользуются высоким спросом среди автомобилистов. Но стоит заметить, что речь идет именно о смешивании на этапе производства, которое осуществляется по определенным рецептурам, выведенным в лабораторных условиях. Смешивание готовых автомасел при их заливке в мотор – совершенно другая ситуация, которая является предметом отдельной статьи.

Высоким качеством отличается продукция бренда Rolf. Ознакомиться с ассортиментом и подобрать наиболее подходящее моторное масло вы можете в каталоге компании.

Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 0, в среднем: 0 из 5)