46027

Какое масло лучше: 5W-30 или 5W-40?

Содержание

Синтетические моторные масла с вязкостью 5W-30 и 5W-40 являются одними из наиболее популярных и востребованных. Они применяются в большинстве моделей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов и других видах транспорта. Зачастую в документации к машине указывается сразу несколько классов вязкости, которые можно использовать в двигателе. Если в перечень материалов, рекомендованных производителем автомобиля, входит синтетика 5W-30 и 5W-40, не стоит делать произвольный выбор. Каждое из этих масел имеет определенные свойства и преимущества, которые необходимо учитывать при выборе.

38llec3xcyeonkgbcwehbaj36u2d1de8.png

Содержание

Как расшифровывается маркировка вязкости

Класс вязкости моторного масла обозначается буквенно-числовой маркировкой с одним или двумя числами. Если смазочная жидкость предназначена только для эксплуатации в летнее, осеннее и весеннее время при плюсовых температурах, она маркируется аббревиатурой SAE с одним числовым индексом – например, SAE 40. Всесезонная синтетика, которую можно эксплуатировать зимой, имеет маркировку с двумя числовыми индексами, разделенными буквой W (англ. – winter). Именно к этому типу относятся автомасла 5W-30 и 5W-40. Цифра 5, которая указывается в первой части маркировки, позволяет определить минимальную температуру, при которой масло обеспечит холодный запуск двигателя. Согласно классификации SAE, синтетика 5W должна гарантированно позволить проворачивать коленчатый вал стартером, когда температура окружающей среды составляет -30 °С. При этом масло должно прокачиваться масляным насосом по системе смазки при температуре -35 °С. Второе число, указанное в правой части маркировки, позволяет определить максимальную температуру окружающей среды, при которой масло гарантированно обеспечит эффективное смазывание пар трения при длительной работе в режиме максимальных нагрузок.

Основные различия между маслами 5W-30 и 5W-40

Главное отличие между автомаслами этих классов заключается в том, что они имеют разные показатели кинематической вязкости при высоких температурах. Для материалов 5W-30 этот параметр равен 9,3–12,5 мм2/с при 100 °С. Составы 5W-40 имеют кинематическую вязкость около 12,5–16,3 мм2/с при 100 °С. Таким образом, моторное масло 5W-40, которое, по сравнению с маслами 5W-30, рассчитано на использование в условиях более теплого климата, будет более густым, когда двигатель хорошо прогрет и достиг рабочей температуры. Зимой эти материалы будут иметь практически одинаковую низкотемпературную вязкость. Смазочная жидкость класса 5W-30 при температуре -30 °С имеет почти такую же динамическую вязкость, что и состав 5W-40. Несмотря на незначительные различия, эта характеристика для масел 5W-30 и 5W-40 соответствует стандартному пороговому значению, установленному классификацией SAE для смазочных жидкостей класса 5W.

095vu68hl3m4toe3tlbotb4y5kgistum.png

Какое масло выбрать для зимнего сезона

В зимнее время моторные автомасла 5W-30 и 5W-40 работают одинаково хорошо, поскольку соответствуют стандартному пороговому значению, установленному классификацией SAE для смазочных жидкостей класса 5W. Несмотря на то, что по стандартам SAE они рассчитаны на эксплуатацию при температурах до -30 °С, большинство производителей делают некоторый запас низкотемпературных свойств автомасел. Например, масла ROLF указанных классов вязкости могут обеспечивать безопасный запуск ДВС при температурах на несколько градусов ниже стандартного порогового значения.

Оптимальная вязкость для нового мотора

Масла 5W-30 и 5W-40 имеют схожие показатели низкотемпературной вязкости (в соответствии с нормами SAE, установленными для класса 5W), но в прогретом двигателе они будут отличаться по кинематической вязкости и другим показателям. Смазочная жидкость 5W-30 при высокой температуре является менее вязкой, чем 5W-40, и она создает более тонкий слой смазки на поверхностях деталей. Поэтому такие автомасла оптимально подходят для моторов с небольшим пробегом, которые не имеют значительной выработки – при условии, что их характеристики и допуски соответствуют требованиям автопроизводителя.

Какую вязкость выбрать для двигателя с пробегом

Если двигатель имеет высокую степень износа, зазоры в цилиндропоршневой группе будут увеличены. Менее вязкое масло 5W-30 не сможет создать достаточно толстую и прочную масляную пленку между парами трения. Поэтому на поверхностях деталей могут образовываться задиры. В таких случаях целесообразно использовать более вязкие автомасла 5W-40, образующие более толстую масляную пленку. Они хорошо работают в моторах с пробегом и создают более толстую смазочную пленку, обеспечивая плотное прилегание поршневых колец к цилиндрам. Поэтому переход с 5W-30 на 5W-40 позволяет частично уменьшить количество сгораемого масла. Вместе с тем уменьшается загрязнение мотора продуктами сгорания смазочной жидкости, благодаря чему увеличивается ресурс ДВС.

Допускается ли смешивание масел 5W-30 и 5W-40

Смазочные материалы разных классов вязкости не рекомендуется смешивать, поскольку они отличаются по ряду характеристик. Это допустимо лишь в качестве крайней меры, когда необходимо в экстренном порядке долить недостающее количество жидкости, чтобы избежать масляного голодания и уберечь мотор от критических поломок. В таких ситуациях можно заливать в двигатель автомасло ближайшего класса вязкости. Например, в 0W-30 можно лить 0W-40, а 5W-30 смешивать с 5W-40. Смешивания маловязких и высоковязких составов (например, 0W-20 и 15W-50) следует избегать. Желательно, чтобы смешиваемые составы имели одинаковые классы качества по API и ACEA. Как минимум допуски доливаемого материала не должны быть ниже тех, которые указаны в документации к автомобилю. Затем при первой возможности нужно провести полноценное масляное ТО и полностью заменить смазочную жидкость в моторе.

Линейка масел ROLF с вязкостью 5W-30 и 5W-40

В ассортименте моторных автомасел ROLF Lubricants GmbH представлено несколько продуктов с вязкостью 5W-30 и 5W-40. Составы производятся на полностью синтетической основе и содержат высококачественные пакеты присадок, которые хорошо защищают от окисления, кавитации, коррозии и образования отложений. Для удобства характеристики материалов представлены в сравнительной таблице, в которой можно наглядно увидеть разницу между составами с разными классами вязкости.

Показатель

Метод испытания

ROLF GT 5W-30 SN/CF

ROLF GT 5W-40 SN/CF

Класс вязкости

SAE

5W-30

5W-40

Плотность при +15 °С, г/см3

ASTM D4052

0,853

0,857

Вязкость кинематическая при +100 °С, мм2

ASTM D445

12,1

14,8

Вязкость кинематическая при +40 °С, мм2

ASTM D445

77,74

85,5

Индекс вязкости

ASTM D2270

170

182

Динамическая вязкость CCS при минус 30 °С, мПа*с

ASTM D4684

5 980

5 810

Щелочное число, мг КОН/г

ASTM D2896

7,3

10,4

Испаряемость по NOACK, %

ASTM D5800

9,3

9,3

Температура вспышки в открытом тигле, °С

ASTM D92

235

235

Температура застывания, °С

ASTM D97

–40

–38


Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 0, в среднем: 0 из 5)