Характеристики моторных масел по вязкости, противоизносным свойствам, а с ужесточением экологических норм – и химическому составу жестко нормируются, чтобы обеспечить точную совместимость масла с конкретным двигателем.
Вязкость моторных масел
Вязкость масла, точнее, характер ее изменения в зависимости температуры, является одним из основных важных свойств. Для каждого двигателя допустимый диапазон вязкостей нормируется, исходя:
- из характеристик масляного насоса и зазоров в узлах, смазываемых от маслонасоса, чтобы обеспечить достаточное давление в системе во всем рабочем диапазоне оборотов;
- упругости поршневых колец, которые должны эффективно снимать масляную пленку в камеру сгорания;
- эффективности разбрызгивания масла коленчатым валом – оно должно подаваться на стенки цилиндров в достаточном объеме;
- наличия гидрокомпенсаторов, гидромуфт управления фазами газораспределения и систем варьирования высоты подъема клапанов.
В первую очередь нормироваться должны предельные диапазоны вязкости для рабочей температуры двигателя. Однако в холодном климате не менее важна и вязкость масла при температуре окружающей среды, поскольку она прямо определяет возможность уверенного запуска и надежность прокачки масла в холодном двигателе.
Общепринятый стандарт SAE J300 основан на системе символических классов, выделяет три группы масел:
- Зимние (группа индексов 25W-0W по мере снижения предельной температуры холодного пуска). Для них в первую очередь нормируется предельная динамическая вязкость при температуре, заданной для каждого класса отдельно (испытание на проворачиваемость коленвала), а также общая для всех классов предельная вязкость при более низкой температуре (испытание на прокачиваемость).
- Летние (группа индексов 20–60 по мере роста средней вязкости диапазона) нормируются не по предельной границе вязкости – для них задается допустимый диапазон, не пересекающийся с соседними. Это позволяет производителям двигателей указывать конкретный класс вязкости, учитывая требования конкретного двигателя, а не задавать менее удобные для сравнения конкретные предельные цифры. Также стандарт оговаривает предельно низкую динамическую вязкость при повышенной температуре.
- Всесезонные масла, наиболее широко распространенные на рынке, испытываются по смешанной методике. Их низкотемпературные свойства тестируются по методике для указанного зимнего класса вязкости, а свойства при высоких температурах – согласно указанному летнему классу. Их маркировка имеет вид наподобие SAE 10W-40, SAE 0W-30 – через дефис указывается сначала зимний, затем летний класс вязкости.
Общепринятые классы качества моторных масел
Классификация свойств масла учитывает гораздо больше параметров, чем спецификация вязкости. По мере увеличения сложности и степени форсировки двигателей автомобилей, роста строгости экологических норм перечень требований и их жесткость становятся все выше. Так, например, для современных дизельных двигателей с сажевыми фильтрами строго ограничиваются сульфатная зольность, содержание серы и фосфора, хотя аналогичные по конструкции и примененным материалам моторы без сажевых фильтров могут использовать более широкий круг масел.
Стандартизация классов качества (хотя точнее определять их как «классы эксплуатационных свойств») моторного масла общепринято ведется по двум основным системам:
- Стандарты API (США) предусматривают для автомобилей выделение двух групп классов – S (бензиновые двигатели) и С (дизельные). Каждый новый вводимый класс качества, обозначаемый по порядку латинского алфавита, либо перекрывает требования предыдущего, либо вводит дополнительные требования, что дает обратную совместимость. Например, если в сервисной книге указано применение масел класса API SM, то в нем могут уверенно применяться и масла API SN, например, ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40.
- Европейский стандарт ACEA использовал изначально аналогичную систему с двумя группами (А – бензиновые моторы, B – дизельные), но в дальнейшем ввел также отдельную группу классов С (моторы с каталитическими нейтрализаторами) и Е (тяжелые дизели).
Моторные масла ROLF выпускаются на основе высококачественных базовых масел с применением наиболее современных пакетов присадок. Это позволяет им не только укладываться в требования устаревших классов качества (бюджетные минеральные и полусинтетические масла), но и превосходить предельные требования наиболее строгих из актуальных. Линейка моторных масел ROLF позволяет подобрать подходящее моторное масло и для автомобиля с пробегом, эксплуатируемого в щадящем режиме, и для современных автомобилей с высокой степенью форсировки и жесткими экологическими нормами по токсичности выхлопа.
Допуски производителей
Не всегда требования, учитываемые при разработке стандартных классов качества, описывают достаточный перечень характеристик масла для конкретного двигателя. Например, при увеличении межсервисных интервалов необходимо усиливать требования к стабильности масла, для специфических конструкций катализаторов и сажевых фильтров нужны более жесткие требования к химическому составу, зольности и испаряемости.
В таких случаях производители автомобилей публикуют собственные допуски. Наличие определенного допуска в маркировке масла определенной марки гарантирует, что оно может применяться в таком автомобиле, в то время как подбор исключительно по классам качества и эксплуатационных свойств API/ACEA такой гарантии не дает.
Моторные масла ROLF проходят испытания на соответствие специфическим требованиям большинства крупных автоконцернов, и полученные допуски маркируются на упаковках и публикуются в перечнях технических характеристик. В частности, моторное масло ROLF GT SAE 0W-40 имеет такие допуски:
- МВ 229.3, МВ 229.5 для автомобилей Mercedes-Benz;
- BMW LL-01 – применимость в автомобилях BMW с увеличенными межсервисными пробегами (отсюда и обозначение допуска – Long Life);
- PORSCHE A40 – повышенные требования по стойкости масла к деструкции и сдвигу, необходимые для ряда моторов Porsche;
- VW 502.00/505.00 – масла для бензиновых двигателей Volkswagen с непосредственным впрыском топлива и дизелей. Особо указаны требования по совместимости с эластомерными уплотнениями;
- RN 0700/0710 – допуски Renault с увеличенными требованиями по совместимости с катализаторами.