28.05.2025
1330

Как стиль вождения влияет на состояние автомобиля и его надежность?

Содержание

Как стиль вождения влияет на состояние автомобиля и его надежность?

На техническое состояние автомобиля влияет масса вещей: от качества комплектующих и обслуживания до климатических и дорожных условий. При этом про все вышеперечисленное сказано много, а вот один из главных факторов часто оставляют за скобками. Речь идет о факторе человеческом. Насколько сильное влияние оказывает стиль вождения на состояние моторов и КПП (с ходовой все вполне очевидно) – в статье ниже.

Агрессивный стиль вождения

Здравый смысл подсказывает, что быстрая езда негативно отразится на состоянии двигателя и автомобиля в целом. Пусть не столь однозначно, но это действительно в немалой степени так. “Агрессивное вождение” - довольно общая фраза. Разберем, что за ней кроется и чем это опасно.

Сама по себе езда на высоких оборотах не является для ДВС какой-то нестандартной или опасной ситуацией – его проектировали в том числе для этого. Другое дело, что под большой нагрузкой и износ деталей будет сильнее. Более значительную проблему представляет резкая работа акселератором. Тросик газа оборвать не получится по причине его отсутствия на современных авто, но чрезмерно активное педалирование потенциально способно повлечь ряд неприятностей. С точки зрения механического износа в первую очередь риску подвержены детали газораспределительного механизма. Не стоит забывать и о термических нагрузках. Агрессивная езда поднимет температуру в двигателе, а возможностей системы охлаждения может и не хватить: кроме антифриза за эту функцию отвечает и моторное масло с потоками воздуха. В городском режиме движения на последний элемент рассчитывать особо не приходится, а антифриз обслуживает преимущественно блок цилиндров, поэтому вся дополнительная нагрузка ложится на смазочный материал. Он же, в свою очередь, от высоких температур начинает быстрее окисляться, теряя свои свойства, что приводит к дополнительному износу.

Еще сильнее агрессивный стиль вождения отразится на трансмиссии. Детали здесь находятся в прямом контакте и работают в режиме граничного трения. Особенно сильно пострадают от “гонщиков” автоматические и вариаторные КПП. Такие «коробки» категорически не любят резких стартов, педалей в полу и других атрибутов активной езды. Самый худший сценарий при этом – «старт с двух педалей». Заблокированный гидротрансформатор в режиме «газ в пол» напрямую передает весь крутящий момент на детали трансмиссии, вдобавок ко всему происходит усиленный износ муфты блокировки. Металлическая стружка начинает в большем объеме попадать в смазочный материал, который и так в таком режиме страдает от повышенных термических нагрузок. Результат – неизбежная поломка в перспективе пары-тройки десятков тысяч километров.

Излишне спокойный автолюбитель

Другая крайность – излишняя бережливость в отношении своего автомобиля. Подобную заботу можно только приветствовать, но и у спокойного стиля есть свои минусы.

Бережливым водителям склонна манера езды на минимальных оборотах. Если речь идет о «механике», то они стараются побыстрее перейти на повышенную, а на авто с двумя педалями они аккуратно обращаются с правой и коробка сама переходит наверх. Определенная логика в этом есть: теоретически это уменьшает нагрузку и расход топлива. На практике дела обстоят немного иначе. Насчет экономичности спорить не станем, а вот с нагрузкой не все так однозначно - такой режим является одним из самых вредных для двигателя! На низких оборотах маслонасос создает минимальное давление, а оно для ШПГ и коленвала критично: пара “подшипник-шейка” работает в режиме гидродинамического трения, то есть с так называемым масляным клином. Плюс недостаточно смазываются стенки цилиндров, но дальше-больше! В турбомоторах с прямым впрыском при езде внатяг может происходить явление LSPI – Low Speed Pre-Ignition, в переводе «Преждевременное воспламенение топливовоздушной смеси на низких оборотах». Эта общепризнанная проблема получила неожиданное решение в виде класса моторных масел API SN Plus – в ходе исследований выяснилось, что есть корреляция между LSPI и содержанием компонентов на основе кальция. Вернемся к водителям. Как мы писали ранее, высокие обороты не несут прямого вреда для двигателя. Более того, в какой-то степени они даже полезны! Во-первых, на оборотах повыше начинают вращаться клапана, что помогает им не зарастать отложениями. Во-вторых, работа в верхнем диапазоне помогает очистить от нагара свечи. Наконец, вестгейт турбины может заклинить вследствие отсутствия работы, а мы уже давно в турбо-эпохе.

Коробки передач в руках бережного водителя точно будут сохраннее, но не находятся в полной безопасности – причина вновь в езде внатяг. Современные автоматические КПП солидарны с аккуратными автовладельцами в любви к повышенным передачам, также стараясь включить повышенную при первой возможности. Для самих коробок такой режим можно назвать щадящим, но в «механиках» или «роботах» может быть чреват недостатком смазки. Если попробовать выделить пагубную привычку таких автовладельцев, то ей окажется прогрев КПП. С одной стороны, все предпосылки к этому есть: в коробке тоже есть масло, которое тоже эффективно только при рабочей температуре. Проблема в том, что в отличие от ДВС, на холостых оборотах АКПП прогреваться будет очень долго. В народе придумали способ с переключением режимов коробки на стоячей машине: из P в R, из R в N, из D в N и обратно. АКПП так действительно прогреется намного быстрее, но с точки зрения нагрузки на агрегат такой режим мало отличается от «просто потихоньку поехать» и не факт, что в лучшую сторону. Современные АКПП зачастую имеют и собственный термостат, и теплообменник, и масла используют менее вязкие – им дополнительный прогрев нужен еще меньше. Мы не рекомендуем дополнительно «греть» АКПП (а вариаторы тем более), достаточно плавно начать движение и без резких ускорений проехать первые 4-5 километров. Существуют крайние случаи: например, если зимой машину замело снегом и при выезде с парковки точно придется буксовать, то лучше «автомат» все же немного прогреть. Необходимо нажать на тормоз и перевести селектор в положение Drive и постоять так пару минут. Ни в коем случае не нажимайте на газ – так можно перегреть АКПП.

Выводы

Пары страниц не хватит, чтобы разобраться со всеми пагубными привычками автовладельцев. В данном материале мы только «прошлись по верхам». Тем не менее, несколько рекомендаций для эффективной и безопасной эксплуатации дадим. Существенное нажатие на газ должно происходить на подходящей передаче на 2000–2500+ об/мин, а высшие передачи можно использовать при движении с постоянной скоростью, не опуская обороты ниже полутора тысяч.

Немалый вклад в долголетие мотора и коробки могут внести и смазочные материалы. Дорожным «агрессорам» настоятельно советуем выбирать моторные масла исключительно на синтетической основе, даже если этого прямо не требует инструкция. Такие продукты термостабильнее и устойчивее к окислению, что весьма уместно для такого стиля езды. Для КПП при прочих равных также советуем выбирать масла на ПАО, но еще важнее сократить межсервисный интервал – возможно, коробку это не спасет, но жизнь продлит. “Флегматикам” мы порекомендуем обратить внимание на актуальные спецификации моторных масел: спецификации API SN Plus и API SP уже обеспечивают защиту от эффекта LSPI, а менее вязкие современные продукты помогут лучше смазывать детали при езде на низких оборотах – только предварительно обязательно сверьтесь с инструкцией!

Все перечисленное в абзаце выше присутствует в ассортименте бренда Rolf. Флагманская линейка Ultra производится не только на основе привычного PAO, а также и с участием другой синтетической базы – GTL (Gas-To-Liquid). Все продукты Rolf Ultra разработаны на основе оригинальных пакетов присадок концерна Infineum, что гарантирует их полное соответствие не только отраслевым требованиям API или ACEA, но и требованиям самих производителей.

Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Поделиться: