Один из основных параметров моторного масла – его вязкость, поэтому она обязательно указывается в характеристиках. Однако приводить конкретные цифры неудобно, достаточно фиксировать допустимые диапазоны.
Система классов SAE
Для двигателя автомобиля критична в первую очередь вязкость масла при зимних пусковых параметрах и при рабочей температуре двигателя: она определяет эффективность системы смазки под давлением и разбрызгиванием, прочность масляной пленки. Именно по этому принципу стандарт SAE J300 предусматривает три типа автомобильных масел:
- летние. Стандартизируются кинематическая вязкость при 100 °С (условная рабочая температура) и динамическая при 150 °С (поведение масла при повышенной термической нагрузке, моделирование перегрева);
- зимние. Стандарт жестко определяет предельные значения вязкости при отрицательной температуре, моделируется холодная прокрутка стартера, проверяется сохранение прокачиваемости масла;
- всесезонные. Проводятся испытания, предусмотренные как для летних, так и для зимних масел.
Для моторных масел SAE предусматривает следующие символические классы:
- зимние: от 0W до 25W;
- летние: от 20 до 60.
У всесезонной продукции оба класса указываются через дефис. Например, смазочный материал ROLF JP SAE 10W-30 по низкотемпературным свойствам соответствует зимнему классу SAE 10W, по высокотемпературным – летнему SAE 30. Возрастание цифрового индекса означает увеличение вязкости: масло SAE 40 гуще, чем SAE 20, а материал SAE 25W имеет худшие низкотемпературные свойства, чем SAE 0W.
Из-за особенностей различных базовых масел индекс SAE позволяет с достаточной точностью определить состав продукта: так, для минеральных масел типичны индексы от SAE 25W до SAE 15W, синтетические масла выпускаются обычно с индексами SAE 5W и 0W (исключения – продукция для высокофорсированных моторов наподобие SAE 10W-60). В промежуток между ними попадает полусинтетика, обычно имеющая зимнюю вязкость SAE 15W или SAE 10W.