Учитывая большие объемы масла, используемого грузовиками и строительной техникой, фактор цены и ресурса смазочных материалов важен для бизнеса, особенно для крупных автопарков.
В то же время современные дизельные двигатели разрабатываются с учетом жестких экологических норм: массовое внедрение сажевых фильтров на грузовики требует от производителей моторных масел соблюдать строгие требования к химическому составу и зольности. Поэтому ROLF Lubricants GmbH предлагает как грузовые моторные масла для старых дизелей с механическими ТНВД и насос-форсунками, так и высококлассные синтетические продукты, соответствующие спецификациям Mid SAPS/Low SAPS для новых дизельных моторов с впрыском Common Rail и сажевыми фильтрами.
Масла для устаревших дизельных грузовиков
Как в мире, так и в России продолжает эксплуатироваться большое количество грузовых автомобилей и спецтехники (строительной, дорожной, сельскохозяйственной), выпущенных до вступления в силу строгих экологических норм. Такие моторы могут успешно работать на минеральных и полусинтетических маслах соответствующего класса качества.
Специфика работы тяжелых дизелей определяет и требования к свойствам моторного масла:
- высокие удельные нагрузки в парах трения означают необходимость в высоких противоизносных и противозадирных свойствах;
- увеличенные в сравнении с легковыми автомобилями интервалы замены масла требуют не только стабильности свойств базового масла и пакета присадок, но и высокой стойкости к окислению, минимального нагарообразования.
Моющие свойства и щелочное число смазочного материала крайне важны для любых дизельных моторов из-за того, что через поршневые кольца на дизелях проникает сажа, недогоревшее топливо. Смазочный материал должен эффективно диспергировать сажу, позволяя масляному фильтру в дальнейшем отделить ее. При эксплуатации на высокосернистом топливе масло насыщается кислотными соединениями, которые оно должно нейтрализовать, не допуская коррозии деталей двигателя.
При больших интервалах замены важна также испаряемость масла, прямо влияющая на расход на угар через вентиляцию картера. Высококачественные моторные масла ROLF позволяют исправным двигателям выдерживать заданные сроки замены без превышения допущенных производителем норм расхода.
Масла для дизелей с катализаторами и сажевыми фильтрами
Вопрос ресурса дорогостоящих катализаторов и сажевых фильтров для коммерческого транспорта стоит наиболее остро. Те пробеги, на которых исчерпывается ресурс легкового автомобиля, для грузовиков считаются небольшими. Здесь важен не только эксплуатационный расход масла на угар, но и сам его состав: содержание в нем соединений серы и фосфора, зольность при сгорании. Зола, остающаяся при сгорании моторного масла, не может быть удалена из сажевого фильтра при выполнении автоматического или принудительного прожига, ее накопление неизбежно и необратимо снижает пропускную способность фильтра и катализатора.
По этой причине в таких моторах предписывается применение только специальных масел, прошедших сертификацию по специальным допускам. Так в обороте появились термины сначала Mid SAPS (среднезольные масла), а затем и Low SAPS (малозольные масла). Аббревиатура SAPS конкретно описывает перечень параметров, по которым ужесточаются требования: сульфатная зольность (Sulphated Ash), содержание фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur).
Классификация API и ACEA
Стандарт API выделяет дизельные масла в отдельную группу С (Commercial). Каждый новый вводимый класс качества маркируется одной буквой латинского алфавита по порядку. Самый старый из актуальных классов качества – API CF, введенный в 1994 году. Стандарт предусматривает перекрытие требований, благодаря чему моторные масла, сертифицированные на соответствие более новому классу качества, могут применяться в моторах, где предписано использование продуктов предыдущих по порядку классов. Например, можно безопасно применять масло API CH в двигателях, рассчитанных на API CF.
Европейская классификация ACEA, изначально предусматривавшая аналогичное с API разделение масел только на «бензиновые» (группа А) и «дизельные» (В), теперь особо выделяет продукцию для тяжелой дизельной техники с сажевыми фильтрами в отдельную группу Е:
|
Малозольные масла (Low SAPS) |
Среднезольные масла (Mid SAPS) |
Масла с увеличенными интервалами замены |
E6 |
E4 Щелочное число TBN не менее 12 % |
Масла со стандартными интервалами замены |
E9 |
E7 Щелочное число TBN не менее 9 % |
В этом случае общепринятый принцип нумерации классов качества, когда класс с большим по порядку индексом перекрывает требования предыдущих, не действует. Например, нельзя использовать среднезольные масла E7 в двигателях, где производитель требует использовать масла E6: не подходят характеристики ни по интервалам замены, ни по зольности. По этой причине ROLF Lubricants GmbH приводит указания на класс качества ACEA для всей линейки грузовых дизельных масел.
Специальные допуски производителей грузовых автомобилей
В ряде случаев для дизельных двигателей конкретного производителя могут предъявляться повышенные требования к эксплуатационным свойствам и составу моторного масла, расширяющие или превышающие требования общепринятых классов качества по API и ACEA. В таком случае заводом публикуются собственные спецификации (допуски производителя). При выборе моторного масла, если в сервисной книжке автомобиля указан определенный допуск, нужно выбирать только те сорта, в документации которых подтверждено соответствие ему.
Например, масло ROLF KRAFTON S7 ME 5W-30 производится в соответствии с допусками:
- MB-Approval 228.5: масла UHPD для грузовиков с увеличенными интервалами замены, имеющие повышенную стабильность вязкости и других эксплуатационных свойств;
- MAN M3277/M3377: допуски MAN для масел с длительным сроком службы (до 100 000 км);
- MTU Oil Cat 3: повышенные требования к моющим свойствам масла.
Продукция для грузовых автосервисов и крупных автопарков
Моторные масла ROLF для грузовых автомобилей поступают в продажу в нескольких вариантах тары:
- канистры 20 литров;
- металлические бочки 208 литров;
Первый вариант удобен при обслуживании находящегося в частном владении транспорта или спецтехники. В то же время сервисы и автохозяйства нуждаются в закупках больших объемов смазочных материалов, поэтому для них экономически наиболее выгодна именно бочковая тара. Качество и защищенность от подделок моторных масел ROLF делают их привлекательными для крупных закупок, в том числе и для предприятий, эксплуатирующих технику с разными требованиями к смазочному материалу: линейка бренда покрывает все потребности рынка.