Из-за санкций в России стало сложнее найти моторное масло, которое официально соответствовало бы международным допускам и одобрениям автопроизводителей. А продукция именитых западных брендов – опасная лотерея, нарваться на контрафакт сейчас слишком просто. Предлагаем разобраться в том, насколько официальные допуски и сертификаты вообще важны, при выборе моторного масла.
Для чего придумали допуски?
Не будем лить воду и скажем сразу: только наличие официальных допусков автопроизводителей и сертификатов соответствия международным стандартам гарантирует совместимость конкретного масла с двигателем вашей машины. Если говорить проще, допуск и одобрение автопроизводителя – это подтверждение соответствия масла требованиям конкретного ДВС.
Почему это важно? Дело в том, что масло в силовом агрегате выполняет очень широкий перечень задач. Например, оно обеспечивает очистку внутренних деталей двигателя, охлаждает пары трения, растворяет и удерживает в своем составе загрязнения, может участвовать в процессе воспламенения топливовоздушной смеси.
Для моторов современных конструкций это критически важно: состав масла и свойства его функциональных присадок тут определяют ресурс и штатную работу мотора. Именно поэтому современные силовые агрегаты требуют особенных характеристик масла для защиты ремней ГРМ, цилиндропоршневой группы и турбокомпрессоров. Важны и ресурсосберегающие характеристики моторных масел, их совместимость с системами очистки выхлопных газов разных поколений.
Все эти и ряд других параметров зависят от состава масла – базовой основы и пакета функциональных присадок. Продукты будут вести себя в моторе по-разному, а значит будут совместимы не со всеми ДВС.
При выборе моторного масла следует неукоснительно соблюдать рекомендации производителя, чтобы не загубить двигатель. Именно сертификат об официальном соответствии тому или иному классу/допуску гарантирует, что масло действительно удовлетворяет заявленным характеристикам.
Базовая классификации масел
Первой и главной является классификация вязкостно-температурных характеристик моторного масла по SAE J300. Она делит все продукты на зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W и летние: 8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60.
Зимний класс описывает характеристики прокачиваемости и проворачиваемости при низких температурах, что важно для легкого запуска двигателя зимой. Летний класс описывает параметры кинематической и динамической вязкости при высоких температурах и, условно, характеризует толщину масляной пленки при рабочих температурах ДВС.
Двойная маркировка указывает на то, что перед нами всесезонный продукт, который можно эксплуатировать круглый год.
Актуальные классификации моторных масел
Но классификация SAE J300 не описывает совместимость масла с конкретным ДВС, для этого есть дополнительные «типологии», такие, как API, ACEA и ILSAC. Они указывают на применяемость масла к конкретной конструкции ДВС с учетом его поколения и конструкции системы очистки выхлопа.
Так, наиболее востребованные в России масла классов A3/B4 по ACEA предназначены для бензиновых двигателей, в том числе форсированных и для дизельных ДВС с прямым впрыском топлива. Но такие продукты не подойдут для моторов последних конструкций, где требуются ресурсосберегающие масла, способные защитить силовой агрегат от преждевременного воспламенения топливной смеси на низких оборотах (LSPI), чрезмерного износа цепи ГРМ, турбокомпрессора и отложений в нем.
А масло класса SL по API прекрасно подойдет для двигателей ранних конструкций, но будет смертельно опасно для ДВС с турбонаддувом, непосредственным впрыском и более современными системами очистки выхлопа.
На сегодняшний день большинство бензиновых моторов работают с применением моторных масел классов SN, SN Plus и SM по API и только моторы последних поколений требуют использования класса API SP.
Не все масла имеют официальные допуски, даже если те указаны на канистре
Для того, чтобы получить официальный сертификат API или ACEA, производитель моторного масла не только должен создать высококачественный продукт (что само по себе дорого), но и пройти серию анализов и моторных тестов в авторизированных лабораториях Европы или США. Такие затраты могут позволить себе лишь крупные компании, к тому же, многим производителям из нашей страны доступ к сертификации закрыли санкции.
Поэтому многие производители ставят маркировки исходя из собственных тестов, подразумевая, что их продукция должна соответствовать требованиям API и ACEA. При этом у них нет официального подтверждения характеристик масла от международных организаций. Интересно, что для китайских производителей такой подход традиционно считается нормой.
Что такое допуски автопроизводителей?
Важно, что автопроизводители имеют собственные допуски, которые жестче, чем отраслевые спецификации API, ACEA. Нередко конструкторы ДВС сотрудничают с нефтехимическими гигантами, чтобы те могли создать масло, учитывающее все особенности конструкции конкретного двигателя. Одобрение автопроизводителя является наивысшим признанием с его стороны, оно указывает на оптимальную совместимость с конкретным списком ДВС, высокую эффективность защиты этих двигателей от износа и на то, что масло обеспечивает штатную работу мотора. Именно поэтому допуск автопроизводителя дает право на сохранение гарантии при обслуживании автомобиля с применением данного масла.
Можно ли найти сертифицированное масло в России?
К сожалению, санкции действительно снизили возможности многих локальных брендов сертифицировать продукцию у автопроизводителей. Но крупные компании, производство которых по-прежнему локализовано в России – такие как ROLF – сохраняют доступ к международному рынку сертификации. Наша продукция имеет не только официальные допуски крупных автопроизводителей, среди которых Mercedes-Benz, BMW, Jaguar Land Rover, Volvo, Daimler-Trucks, но и лицензию API,а также официальные подтверждения соответствия требованиям ACEA.
Так, крупнейший концерн BMW подтвердил полное соответствие масла ROLF PROFESSIONAL SAE 5W-40, ACEA A3/B4 API SP (производство которого локализовано в России) современному допуску «BMW Longlife-O1». Официальный сертификат Отдела одобрения технических жидкостей BMW (BFAS) был выдан в прошлом году после серии строгих испытаний. А уже в 2024 сертификат соответствия допуску «BMW Longlife-O1» от немецкого концерна получило и энергосберегающее масло нашей новой линейки – Rolf Ultra SAE 0W-30 ACEA A3/B4 API SL. Это еще раз доказывает — продукт подходит для самых требовательных и современных моторов.