Какое моторное масло использовать для турбомоторов с непосредственным впрыском?
«ЗЕЛЕНАЯ» ПОВЕСТКА
На данный момент уже ни для кого не новость, что развитие автомобильной индустрии уже давно во многом определяют экологи. Уже более 30 лет отрасль моторостроения двигается преимущественно в двух весьма взаимосвязанных направлениях: уменьшение расхода топлива и снижение вредных выбросов. Как этот процесс повлиял на моторные масла?
В современном двигателе практически все подчинено принципу экономии горючего: небольшой объем, длинноходная конструкция, сложные системы газораспределения, прямой впрыск, турбонаддув. Моторные масла исключением не стали – строго говоря, для автомобильного инженера они такая же запчасть как шатун или распредвал. Индустрия смазочных материалов с техзаданием справилась и уже лет 20 большая часть легковых машин использует именно энергосберегающие масла. Логика проста: малая вязкость снижает трение – соответственно, меньше работы для ДВС и ниже расход топлива. Характеристики смазки закладываются на этапе проектирования двигателя, поэтому никаких причин опасаться применения современных составов в современных же двигателях нет – за противоизносные функции отвечает пакет присадок, а вязкость именно такая, какая необходима.
Немного сложнее с экологическими требованиями. Температурный режим современного двигателя во многом определяется требованиями трехкомпонентных катализаторов, которым для эффективной работы необходим строго определенные состав и температура выхлопных газов. Достижимо это только поддержанием состава топливовоздушной смеси в нужном стехиометрическом соотношении, которое на выпуске контролирует лямбда-зонд – от этого параметра зависит остальная работа и даже конструктив ДВС. Более того, при холодном пуске ваш автомобиль в первую очередь греет не вас и даже не себя, а катализатор! Высокая температура двигателя предъявляет серьезные требования к смазочному материалу – на фоне снижения вязкости по-настоящему качественными теперь могут называться только стойкие к угару масла на полностью синтетической основе. Экология прямо и косвенно влияет на состав моторных масел: золу, фосфор и серу не любит вышеупомянутый катализатор и прочие системы доочистки выхлопных газов, высокое содержание кальция вызывает LSPI (детонацию) – при этом межсервисные интервалы только растут, тоже во имя «зеленой» повестки. Индустрия смазочных материалов справилась и с этим вызовом –моторные масла на синтетической основе с современными пакетами присадок более чем способны защитить двигатель от износа, какими бы низковязкими они не были.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Общую тенденцию перехода с SAE 10W/5W-40 на 5W/0W-30 не заметить сложно, но отдельно хотим обратить ваше внимание, что практически всем двигателям последних поколений безальтернативно предписано 0W-20. Тот факт, что последние годы автопроизводители явно склоняются в сторону использования масел именно класса 0W, заметен невооруженным взглядом. Помимо упомянутой «двадцатки» примеров масса: ОЕМ-масла допуска VW 504/507 в нашей стране были именно 0W-30, многие «заряженные» автомобили сменили привычные 5W-50 и 10W-60 на 0W-40, долгое время основной вязкостью Volvo была 0W-30. Дело не только в их низкотемпературных характеристиках, инженеры выбирают такие продукты в силу их универсальности и состава:
- Во-первых, высокая текучесть «нулевок» проявляется не только при экстремальных морозах, а при любых отрицательных. «Даунсайзинговые» моторы последних лет невероятно нагружены и от быстрого поступления смазки к парам трения выиграют все: и катализатор, и сам мотор, и владелец.
- Во-вторых, в составе любого 0W-X0 будут базовые масла на синтетической основе, обладающие великолепной стойкостью к угару и окислению – весьма уместно для горячего мотора с огромным межсервисным интервалом.
- В-третьих, это просто удобно: современные масла, например класса SAE 0W-30, можно спокойно рекомендовать хоть в климат суровой Сибири, хоть жаркой Калифорнии – летние свойства масла от нуля перед «W» не изменятся.
Выше мы упомянули, что любая «нулевка» содержит синтетические масла и это действительно так, совсем без синтетики такие вязкости изготовить просто невозможно. А вот ее конкретное содержание свыше минимально-необходимого остается уже на совести производителя масла. Можно увеличить содержание полимерного загустителя и формально получить искомую вязкость, но в процессе работы компонент (особенно низкокачественный) быстро разрушится, что приведет к ухудшению характеристик масла и к его загрязнению. Существует другой путь, которого придерживаются добросовестные производители смазочных материалов. Вместо увеличения содержания полимерного загустителя, разработчики рецептуры повышают процент ввода синтетических базовых масел и пристально отбирают качество используемых модификаторов вязкости. Такие масла имеют значительно больший ресурс.
R&D-департаменту компании Rolf Lubricants GmBH в этом отношении есть чем гордится. Свои «нулевки» (и не только) инженеры разрабатывают на основе передовой технологии PAO+GTL. ПолиАльфаОлефины (ПАО) – проверенная десятилетиями эффективного применения база IV группы, самыми известными производителями которой являются Chevron и ExxonMobil. GTL (Gas To Liqud) – прорывная технология получения базового масла из газа компании Shell, отличающаяся своими великолепными низкотемпературными и смазывающими свойствами. GTL+PAO – сочетание двух синтетических базовых основ, ранее не встречавшуюся в серийных продуктах мировых производителей. Каждое из этих двух базовых масел невероятно стойкое к окислению, термостабильное, обладает великолепными низкотемпературными свойствами, но именно их смесь дает эффект синергии свойств. Высокое содержание «синтетики» позволяет минимизировать применение полимерного загустителя, но за качеством этого компонента в Rolf Lubricants все равно очень тщательно следят.
Моторные масла Rolf разрабатываются на основе «оригинальных» (прошедших испытания автопроизводителя) пакетов присадок, что прямо отражается на их успешной сертификации – у многих продуктов есть официальные одобрения автоконцерном. Все-таки современные смазочные материалы во многом представляют из себя именно запчасть и допуск не просто «знак качества», а скорее гарантии безопасной эксплуатации и сохранности вашего мотора.