Малой техникой принято называть мотоциклы, мотороллеры, скутеры, квадроциклы, снегоходы, моторные лодки, а также транспортные средства, используемые в сельском хозяйстве, на приусадебных участках и небольших фермах, – мотоблоки, культиваторы, садовые тракторы.
К этой же категории технических средств относят газонокосилки, бензопилы, триммеры, снегоуборщики. Двухтактные двигатели, которые устанавливаются на малую технику, нуждаются в регулярном техобслуживании не меньше, чем более мощные агрегаты. Длительная безаварийная работа таких моторов обеспечивается использованием качественных смазочных материалов и своевременной их заменой. Какие виды масел для малой техники предлагаются сегодня на рынке, и какие требования предъявляются к этим смазочным материалам?
Система смазки двухтактного двигателя
Чтобы понять, как происходит смазывание поверхностей в 2-тактном двигателе, следует вспомнить, что рабочий цикл любого ДВС предусматривает фазы впуска топливно-воздушной смеси, сжатия ее в цилиндрах, воспламенения горючего состава и выпуска отработавших газов. В 4-тактном моторе этот цикл происходит за два оборота коленчатого вала, в двухтактном – за один. Поршень, передвигаясь в цилиндре двухтактного агрегата, поочередно закрывает специальные «окна», предусмотренные конструкцией вместо более привычных клапанов. Через первое из этих «окон» в цилиндр попадает топливно-воздушная смесь, через второе – удаляются выхлопные газы. Смазывание рабочих поверхностей происходит благодаря тому, что смешанные в определенной пропорции бензин и масло подаются в камеру сгорания. Т. е. одновременно со сгоранием топлива выгорает и смазочный материал, после чего происходит продувка цилиндра.
Требования к маслам двухтактных двигателей
Смазочный материал двухтактного двигателя должен соответствовать следующим требованиям:
- способность распыляться, высокая адгезия к смазываемым поверхностям, совместимость с топливом. Хорошая сцепляемость необходима, чтобы масло не смывалось горючим, которое подается в двигатель в составе масло-бензино-воздушной смеси;
- низкая температура застывания и высокая вязкостно-температурная устойчивость. За счет этих качеств обеспечивается равномерная подача жидкости в агрегаты с раздельной системой смазки;
- противозадирные свойства, способствующие минимальному износу деталей, когда происходит частая смена уровня нагрузки за короткий период времени;
- низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность. Это требование вызвано более высокими тепловыми нагрузками 2-тактных двигателей по сравнению с 4-тактными;
- экологическая безопасность. В силу специфики смесеобразования моторы малой техники отличаются более высоким расходом масла на угар. Этим объясняются ограничения по дымности двигателей и токсичности выхлопных газов.
Спецификация по API
В соответствии с классификацией API (American Petroleum Institute), все смазочные жидкости для малой техники принадлежат к одному из классов:
- TA – для силовых агрегатов объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением, используемых на мопедах, газонокосилках, электрогенераторах;
- TB – для моторов объемом 50-200 см3, работающих с большими нагрузками. Это может быть двигатель мотоцикла, мотороллера или бензопилы;
- TC – для силовых агрегатов с повышенными требованиями к качеству масла. Чаще всего это двигатели снегоходов, мотоциклов и других транспортных средств (за исключением моторных лодок). Объем таких моторов может составлять 50-200 см3;
- TD – для подвесных ДВС с водяным охлаждением, устанавливаемых на моторные лодки. С 1993 года действующими остаются только два последних класса, хотя в продаже можно еще встретить и смазочные материалы классов TA и TB.
Классификация по назначению
По своему функциональному предназначению масло для малой техники может быть:
- моторным – для смазки двигателя. Эти жидкости должны легко переносить повышенные температуры и надежно защищать пары трения из разнородных материалов;
- трансмиссионным – для использования в коробках передач и редукторах. Главное требование к такому маслу – способность противостоять износу и появлению задиров в местах соприкосновения металлических поверхностей;
- гидравлическим. Этот вид смазочного материала предназначен для мотоблоков и мини-тракторов, оснащенных гидронасосами для навесного оборудования.
Масла Rolf для малой техники
В каталоге продукции, поставляемой на рынок компанией Rolf, масла для малой техники:
- GARDEN 2T – малозольная полусинтетика для дизельных двухтактных моторов. Продукт соответствует требованиям стандарта JASO FD, что позволяет использовать его для высокоскоростной техники, работающей с предельными нагрузками. Моющие свойства жидкости обеспечивают защиту от закоксовки поршневых колец и продлевают жизнь свечам зажигания. Присадки, которые входят в состав GARDEN 2T, снижают скорость износа внутренних поверхностей и локализуют очаги коррозии. Масло предназначено для двигателей с/х и садовой техники, бензопил, генераторов;
- MOTO 2T – смазочная жидкость, разработанная для двигателей мотоциклов, мотороллеров, скутеров, снегоходов, квадроциклов. Продукт обеспечивает надежную защиту в любых условиях эксплуатации и соответствует самым строгим экологическим требованиям. Масло замедляет износ деталей двигателя и облегчает запуск при низких температурах.
Заключение
Двухтактные двигатели, используемые в малой технике, нуждаются в смазке качественными маслами, способными обеспечить защиту вступающих в соприкосновение деталей от преждевременного износа и выхода из строя. Современные высокоэффективные пакеты присадок усиливают базовые свойства смазочных материалов и наделяют их дополнительными функциями. Для силовых агрегатов малой техники лучше использовать проверенные масла известных производителей, например, из линейки продукции торговой марки Rolf.