Вязкость трансмиссионного масла прямо влияет на надежность смазки трансмиссии, а следовательно, и на ее ресурс. Поэтому оно должно одновременно и быть достаточно жидким, чтобы распространяться по объему картера, и хорошо проникать в зазоры, и сохранять прочность пленки на деталях.
Современные автомобильные масла для трансмиссии – всесезонные, поэтому от них требуется работоспособность в широком диапазоне температур. Зимой масло не должно затруднять вращение валов и шестерен и тем более замерзать (характерное «ведение» автомобиля на нейтральной передаче), чтобы исключить сухое трение в начале движения машины. Одновременно летом оно не должно терять вязкость, чтобы масляная пленка не разрушалась под нагрузкой.
Стандартизация вязкости трансмиссионных масел
Для трансмиссионных масел классификация SAE предусматривает ту же систему зимних и летних классов, что и для моторных. Однако цифровые значения индексов намеренно выбраны не пересекающимися с теми, что применены для моторных масел. Таким образом, по одной маркировке вязкости можно однозначно установить, какое именно масло находится в канистре.
Для всесезонных трансмиссионных масел вязкостные характеристики измеряются следующим образом:
- низкотемпературная вязкость (классы SAE от 70W до 85W по мере возрастания) не должна превышать 150000 сП при заданной для каждого класса температуре;
- высокотемпературная вязкость (классы SAE от 80 до 250) для каждого класса должна попадать в заданный диапазон значений: например, для SAE 140 от 24 до 41 сСт.
Как правило, высоконагруженные трансмиссии используют масла с более высоким классом высокотемпературной вязкости по SAE. В легковом автотранспорте, в связи с ростом требований к экономичности, общая тенденция – использование маловязких трансмиссионных масел (например, ROLF TRANSMISSION S7 GE 75W-80), поскольку они снижают механические потери в коробках передач и мостах.
Выбор трансмиссионного масла по вязкости
В сервисной книжке любого автомобиля указываются требования к вязкости трансмиссионных масел, используемых в коробке передач при наличии заднего или полного привода и в мостах. Выбранное для замены масло должно иметь индекс высокотемпературной вязкости, строго соответствующий перечисленным производителем.
Индекс низкотемпературной вязкости имеет смысл по возможности выбирать ниже указанных, если машина эксплуатируется в северных регионах: это улучшит смазку шестерен, валов, подшипников и синхронизаторов в начале движения, когда коробка передач и мосты еще не прогреты.
Вязкость масел для АКПП
Масла для автоматических трансмиссий имеют гораздо более высокие требования к стабильности вязкости. Здесь оно не только смазывает пары трения, но и участвует в передаче крутящего момента (гидротрансформатор) и управлении переключением передач (гидроблок), подвергается значительно более высоким температурным нагрузкам при переключении фрикционов. Чрезмерно густое или жидкое масло ощутимо сказывается на поведении трансмиссии, отклонения вязкости способны значительно уменьшить ресурс АКПП. Из-за этого автоматические трансмиссии оборудуются масляными радиаторами или связанными с системой охлаждения двигателя теплообменниками, в то время как даже сильно нагруженные механические коробки не нуждаются в охлаждении масла.
Для масел АКПП используются собственные стандарты и допуски производителей, включающие в себя и требования к вязкости, а не классы SAE. При выборе необходимо ориентироваться на указания сервисной документации автомобиля: помимо общеупотребимых спецификаций DEXRON, автопроизводители обычно указывают и собственные допуски.