+7 (495) 765-77-72
Ru

Статьи

Главная / Статьи / Моторное масло 10W-30

Моторное масло 10W-30

Спецификация SAE 10W-30 присваивается маловязким моторным маслам, предназначенным для эксплуатации преимущественно в умеренном климате, без серьезных зимних морозов. В этот класс по вязкости попадает и часть специализированных «энергосберегающих» масел, изготовленных с учетом требований ILSAC GF-5.

Также в этот класс вязкости попадает ряд специальных масел ROLF для тракторов, сельскохозяйственной и строительной спецтехники, изготавливаемых по специфическим стандартам.

Как расшифровывается 10W-30?

Для масла 10W-30 характеристики, заданные требованиями SAE J300 в актуальной редакции, включают в себя низкотемпературные и высокотемпературные свойства. Расшифровка класса 10W означает:

  • динамическую вязкость при температуре -25 градусов Цельсия не более 7000 мПа·с;
  • динамическую вязкость при -30 °С не более 60000 мПа·с (общее требование SAE для всех зимних и всесезонных масел).

Первое испытание определяет возможность провернуть коленчатый вал, то есть среднестатистический автомобиль должен уверенно запускаться при -25 °С. На практике же возможны случаи, когда потребуется для этого менее вязкое масло классов 5W или 0W.

Индекс высокотемпературной вязкости SAE 30 у автомасла обозначает соответствие двум параметрам:

  • кинематическая вязкость при 100 °С должна укладываться в диапазон от 9,3 до 12,5 мм2/с;
  • динамическая вязкость при 150 °С нормируется только по нижней границе – 2,9 мПа·с.

Здесь описывается поведение масла при рабочей температуре (оно должно обеспечивать нужное давление и прочность масляной пленки) и при повышенных тепловых нагрузках. Особенное внимание нужно при выборе масла для моторов с рабочей температурой выше 100 градусов (например, двигатели BMW N-серии).

Технические характеристики и спецификации

Для всех моторных масел общеприняты две системы описания рабочих характеристик в виде классов качества – американская API и европейская ACEA.

  • Стандарт API вводит две группы классов качества, имеющих префикс S (бензиновые двигатели) и С (дизель). Буква после префикса определяет конкретный класс, присваиваясь новым классам по порядку алфавита: масло API SL соответствует более жестким требованиям, чем API SG. Если конкретный сорт масла может применяться в двигателях обоих типов по своим свойствам, указывается двойной класс – например, API SL/CF. Порядок индексов принято указывать согласно предпочтительному применению, то есть масла наподобие API CH/SL предназначены в первую очередь для дизелей (индекс с префиксом С идет первым) и оптимизированы по составу именно для них.
  • Классификация ACEA изначально имела похожий принцип разбиения с группами A и B для бензиновых и дизельных моторов соответственно, после префикса указывался цифровой индекс по порядку принятия новых стандартов. Но после ужесточения евронорм экологии были выделены отдельные классы – С для моторов с каталитическими нейтрализаторами и E для тяжелых дизелей грузовиков.

При подборе масла наиболее соответствующее должно иметь те же классы качества по API и ACEA, что указаны в сервисной документации. Допустимо применение масел более новых классов качества, чем рекомендованы в описании, но не наоборот.

Тракторные масла, заливаемые в трансмиссии и гидравлические системы, сертифицируются по стандарту API GL соответствующей группы, а также проходят испытания согласно требованиям допусков отдельных производителей.

Физико-химические характеристики ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN

Класс вязкости

10W-30

Классификация масла по API

SN, ILSAC GF-5

Плотность при 15 °С, кг/м3

861

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с

12

Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с

78,9

Индекс вязкости

147

Динамическая вязкость CCS при минус 35 °С, мПас

5500

Щелочное число, мг КОН/г

6,7

Испаряемость по NOACK, %

7,4

Температура вспышки в открытом тигле, °С

226

Температура застывания, °С

-33

Химическая основа

Моторное масло 10W-30 может иметь любую основу – минеральную, полусинтетическую, полностью синтетическую. Вводимые пакеты модификаторов вязкости при этом будут серьезно отличаться: так как масла SAE 30 достаточно «жидкие» при высоких температурах, качественное минеральное базовое масло ROLF может вписываться в требования с минимумом коррекции, но для обеспечения нужных низкотемпературных свойств уже потребуются присадки.

Синтетические масла ROLF имеют характеристики, с запасом перекрывающие предельные требования SAE.

Преимущества и недостатки

Масла SAE 10W-30 не могут применяться в двигателях, рассчитанных под масла с большей вязкостью, без риска критического падения давления масла. Особенно это заметно на моторах с пробегом, где давление масла и так снижено за счет износа масляного насоса, вкладышей и постелей распредвала. Однако в то же время применение более вязких масел невозможно в моторах, созданных под масла энергосберегающего класса: для снижения механических потерь в таких моторах, среди прочего, уменьшена упругость поршневых колец. Более вязкое масло уже не может сниматься ими со стенок цилиндров в достаточном объеме, заметно вырастает расход на угар.

В северных регионах для облегчения запуска и улучшения смазки до прогрева мотора желательно применение масел с меньшим индексом низкотемпературной вязкости – 5W-30 или 0W-30.

Моторное масло ROLF JP SAE 10W-30 ILSAC GF-5/API SN

Оцените статью
(Оценок: 2, в среднем: 5 из 5)