В современном мире классификация моторных масел по индексу вязкости и температуре эксплуатации выполняется по стандарту SAE. Смазочные материалы серии 10W-40 получили широкое распространение в России из-за ряда особенностей. Полусинтетическое масло широко применяется в бензиновых и дизельных силовых агрегатах, на легковом, грузовом и коммерческом транспорте, машинах отечественной и зарубежной сборки и т. д. Обычно SAE 10W-40 используют на авто с пробегом, где особо важно получить стабильность смазывающего покрытия, минимальный уровень угара и невысокую стоимость.
Особенности и функции полусинтетического моторного масла SAE 10W-40
Есть несколько функций и задач, которые решает полусинтетическое масло SAE 10W-40:
- снижение уровня трения поверхностей. Полусинтетические составы формируют прочную и плотную пленку на поверхности, уменьшая тем самым уровень износа деталей и снижая потребление топлива;
- теплоотвод от узлов трения. С такими маслами двигатель меньше подвергается износу, а его моторесурс возрастает;
- эффективное растворение осадка и других отложений. В составе смазочного материала содержатся активные вещества, которые способствуют удалению нагара и выносу продуктов износа из узла трения. Также они удерживают твердые частицы во взвешенном состоянии, предотвращая формирование осадка;
- защита от проникновения газов из рабочей камеры. Такие результаты достигаются за счет уплотнения зазоров;
- антикоррозионное воздействие. В составе полусинтетических масел содержатся специальные присадки, исключающие взаимодействие металлов с активными веществами в конструкции силового агрегата.
Описание химического состава
Около 70 % состава полусинтетических масел составляют минеральные базовые масла, а еще 30 % - синтетические. В продукции совмещены достоинства каждого компонента. Для повышения эксплуатационных качеств в состав также добавляют ряд дополнительных компонентов:
- от коррозии;
- от нагара;
- от вспенивания;
- от задиров;
- от окисления.
Технические особенности и спецификации
По стандарту SAE J300 полусинтетические масла 10W-40 должны отвечать ряду характеристик, а именно, подходить для всесезонной эксплуатации, если минимальная температура в зимний период не опускается ниже -25 градусов Цельсия. В качестве исключений рассматриваются случаи, когда в машине есть предпусковой подогреватель, избавляющий от необходимости проворачивания стартером коленвала на непрогретом двигателе. В каталоге масел ROLF присутствуют серии на базе полусинтетических и синтетических масел, которые созданы специально для использования на различных агрегатах: от бензиновых авто с малым объемом двигателя до спецтехники на дизельных моторах.
Технические свойства и сферы применения моторных масел SAE 10W-40 в России определяются их температурно-вязкостными показателями. Требования прописаны в международном стандарте SAE J300, который был разработан американским Обществом автомобильных инженеров. В характеристиках по SAE первое значение свидетельствует о низкотемпературных параметрах продукции:
- проворачивемость – под данным параметром подразумевается минимальная температура, при которой масло сохраняет достаточный уровень текучести для запуска силового агрегата;
- прокачиваемость – отображает минимальный предел охлаждения, когда вязкость достаточна для циркулирования по трубопроводу.
Расшифровка маркировки
Смазочные материалы со значением в технических характеристиках W (Winter) подходят для зимней эксплуатации. Маркировка 10W указывает на проворачиваемость до -20 градусов и прокачиваемость до -30 градусов Цельсия. Если температуры ниже, масло подвергается застыванию.
Второе значение – высокотемпературный потенциал масла и способность сохранять начальные смазывающие характеристики при экстремальном уровне нагрева. Параметр 40 разрешает эксплуатировать материал при температуре до +40 градусов. Если на улице жарче, вязкостные свойства ухудшаются, из-за чего масло становится более жидким, а пленка лишается стабильности и начинает стекать с поверхностей. Моторные масла 10W-40 относятся к всесезонным и могут эксплуатироваться в умеренной климатической зоне в любую пору года
При выборе моторного масла 10W-40 для двигателя без высокотехнологичной системы ограничения токсичности лучше рассматривать полусинтетические составы. Они не только дешевле, чем синтетика, но и не имеют жестких ограничений, которые вводятся в новые стандарты качества.