1854

Влияние температуры ДВС на ресурс моторного масла

Содержание

Рабочая температура большинства моторов легковых автомобилей и грузовиков в зависимости от их конструктивных особенностей находится в пределах 90-115˚С, а для некоторых моделей высоконагруженных ДВС – 120˚С. Следовательно, данные значения температуры являются рабочими и для моторного масла, которое обеспечивает защиту и чистоту двигателя в пределах заданного конструкторами силового агрегата интервала его технического обслуживания. А раз так, то и скорость окислительных процессов, происходящих в смазочном материале (его деградация), учитывается производителем масла с учетом температурного фактора.

Моторное масло

Отклонение температуры двигателя и, соответственно, моторного масла в меньшую или большую строну от границ рабочего коридора значений приводит к нарушению штатных условий их работы, увеличению нагрузки на смазочный материал, ускорению его деградации и снижению ресурса. Это необходимо учитывать при задании оптимального интервала технического обслуживания ДВС.

Режим прогрева

Для выхода на рабочую температуру мотору и маслу требуется определенное время, в течение которого смазочный материал работает в неоптимальных для себя условиях. Следовательно, процессы его окисления протекают быстрее, что негативно отражается на ресурсе. Среди негативных факторов, оказывающих наиболее сильное воздействие на масло в период прогрева ДВС, укажем несгоревшее топливо, попадающее в картер при работе мотора на обогащенных смесях.

Не менее опасным является и явление обводнения масла. Наиболее ярко оно проявляется при коротких поездках по городу в холодное время года, когда в поддоне картера ДВС образуется водяной конденсат. Вода ускоряет коррозионные процессы, провоцирует окисление (срабатывание) пакета присадок, ухудшает работу диспергирующих его компонентов, в результате чего в моторах усиливается образование различных отложений. Подчеркнем, что нагрузка на моторное масло в период прогрева ДВС учитывается при разработке смазочного материала. При этом важным фактором является время выхода двигателя и его масла на рабочую температуру, так как в данный период смазочный материал подвергается негативному воздействию описанных выше факторов.

Моторное масло

Перегрев

Работа масла при температуре, превышающей верхнее рабочее значение, в отличие от прогрева, не относится к штатным режимам.  Перегрев смазочного материала приводит к его ускоренной деградации и снижению ресурса вследствие интенсивного образования в нем высокотемпературных отложений и жирных кислот, оказывающих негативное воздействие на основу масла и ускоряющих окисление пакета его присадок. Чем выше будет температура от верхнего предельного значения, и чем дольше будет длиться перегрев, тем быстрее деградирует смазочный материал, а двигатель лишится защиты от износа и образования в нем загрязнений.

Масло в двигателе

Наименее стойкими к перегреву являются масла, изготовленные на основе минеральных базовых масел I и II групп, а также смазочные материалы, созданные на смеси баз I, II, III групп («полусинтетика»). Именно они при перегреве демонстрируют быстрое падение ключевых эксплуатационных свойств и качеств масла, а также образование отложений на деталях ДВС. В случае перегрева мотора, в который были залиты смазочные материалы указанных групп, рекомендуется скорректировать (сократить) интервал его технического обслуживания. Однако узнать насколько сильно изменились свойства и качества масла без проведения его экспертизы невозможно, поэтому лучше его и фильтр превентивно заменить. Понесенные затраты будут значительно меньше, чем урон, который может нанести потерявшее свои свойства и качества масло, мотору.  

Наивысшую стойкость к воздействию высоких температур показывают синтетические масла, созданные на основе базовых масел III (гидрокрекинг), IV и V (полиальфаолефины и эстеры) групп. Причем, чем выше доля последних двух, тем лучше. Как показывает практика, и подтверждают многочисленные лабораторные исследования, смазочным материалам, созданным на синтетической основе с применением современных пакетов присадок, кратковременный перегрев практически не наносит вреда. Следовательно, их использование в высоконагруженных моторах, оснащенных агрегатами турбонаддува, на деталях которого возможен локальный перегрев смазочного материала и велика вероятность образования отложений, является более предпочтительным. Тем не менее, если работа мотора с перегревом была продолжительной, то также как и в случае с применением минеральных и полусинтетических масел, рекомендуется провести внеплановое техническое обслуживание двигателя с заменой масла и фильтра.

Уведомления о замене масла

Причины нарушения теплового баланса ДВС и моторного масла.

Чаще всего выход температуры двигателя и моторного масла за рамки коридора рабочих значений происходит вследствие неисправностей системы охлаждения. Одной из них является некорректная работа термостата – частичная потеря подвижности клапана, заклинивание его в открытом или закрытом положении. Циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по большому кругу приведет к тому, что прогрев мотора будет занимать продолжительное время.

Моторное масло

При низкой температуре окружающего воздуха ДВС может вообще не выходить на рабочую температуру, особенно когда часть тепловой энергии, переданной ОЖ, будет расходоваться на обогрев салона. В этом случае смазочный материал будет деградировать из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива и водяного конденсата. При циркуляции ОЖ по малому кругу происходит перегрев силового агрегата и моторного масла с последствиями описанными выше. Повышение температуры ДВС выше штатных значений может произойти и по причине неэффективной работы радиаторов системы охлаждения. Съему тепловой энергии препятствует слой грязи, которая закупоривает соты и затрудняет процесс их продувки. Снизить эффективность переноса тепловой энергии от мотора к радиатору может охлаждающая жидкость низкого качества или большое количество отложений, скопившихся в контуре охлаждения.

На тепловой режим работы ДВС оказывает влияние протекание процесса горения топлива в цилиндрах (рабочий процесс). При сбоях в работе системы питания, например ухудшения качества распыления или изменения объема цикловой подачи топлива, температура в цилиндрах может подниматься до критических значений, что увеличивает тепловую нагрузку на детали ДВС, систему охлаждения и смазочный материал.

Вывод

Любые отклонения температуры ДВС от штатной отражаются на изменении свойств моторного масла, приводят к снижению его ресурса, что требует корректировки интервала технического обслуживания мотора. Более полную информацию по данному вопросу, а также выбору смазочных материалов, можно получить, обратившись к техническим специалистам ООО «РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ» по телефону горячей линии 8-800-300-82-00.    


Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 1, в среднем: 5 из 5)