Содержание
Периодичность проведения регламентного технического обслуживания автомобиля, в которое входит замена моторного масла, задается его производителем с учетом рекомендаций производителя двигателя. Интервалы ТО с привязкой к условиям эксплуатации машины прописаны в руководстве по ее эксплуатации. Их соблюдение является обязательным условием выполнения гарантийных обязательств со стороны автопроизводителя, обеспечения безотказной работы силового агрегата, достижения заложенного конструкторами ресурса.
Как правило, в руководствах по эксплуатации легковых автомобилей содержатся рекомендации по проведению технического обслуживания с указанием пробега или времени между ТО.
В первом случае речь идет о пути, пройденном машиной в период от ТО до ТО, в определенных условиях. Ориентиром является пробег, который достигается в оптимальных с точки зрения работы масла условиях. Основными из них являются:
Для таких условий интервал ТО равен 10, 15 или 20 тысяч километров в зависимости от марки и модели автомобиля. Так как в реальной жизни условия эксплуатации автомобиля далеки от описанных выше, в руководстве по эксплуатации обычно рекомендуется скорректировать интервал ТО в сторону его уменьшения. Для этого вводится понятие сложные условия эксплуатации. В них входят все факторы, которые не относятся к оптимальным. Например:
В большинстве перечисленных случаев в руководстве по эксплуатации обычно рекомендуется сократить интервал ТО вдвое. Таким образом исключается работа двигателя на масле, которое исчерпало свой ресурс, гарантируется защита ДВС от износа и загрязнения отложениями.
Рекомендации по замене моторного масла с привязкой к временному интервалу даны для автомобилей, которые имеют годовые пробеги значительно меньше (например, 3-4 тыс. км), чем стандартный интервал ТО. Замену масла в данном случае требуется производить каждые 12 месяцев. Возникает вопрос: зачем обновлять смазочный материал, который не выработал и четверти своего ресурса? Дело в том, что процессы окисления свежего моторного масла начинаются сразу после его попадания в ДВС и смешивания с несливаемым остатком (отработка). Его объем зависит от конструкции ДВС и может достигать 10% и более от общего (заправочного) системы смазки. Работа ДВС ускоряет данный процесс.
В руководствах по эксплуатации легковых автомобилей нет рекомендаций по определению интервала ТО на основании наработки масла в моторе. Однако, данный метод широко используется на практике многими автовладельцами. Его суть заключается в расчете наработки масла в моточасах и сопоставлении полученных данных с условным ресурсом смазочного материала в данных единицах измерения.
Наработка ДВС в моточасах у многих машин отображается на ж/к дисплее панели приборов. Если такой опции нет, то наработку нетрудно рассчитать, зная показатель средней скорости. Его значение в км/ч присутствует в перечне стандартных показателей работы автомобиля, выводимых на приборную панель.
Наработку ДВС в моточасах рассчитываем по формуле - пробег/средняя скорость. Например, при пробеге 5 000 км и средней скорости 25 км/ч наработка составит 200 моточасов. Большинство современных моторных масел, созданных на полусинтетической основе, требует замены при наработке 200-250 моточасов. Ресурс смазочных материалов, изготовленных на высококачественной синтетической основе, значительно выше – 350-400 моточасов. Зная это, можно достаточно точно определить пробег машины до ТО.
Как мы отметили выше, срок службы моторного масла во многом зависит от свойств и качества основы, на которой оно изготовлено. Чем дольше она сохраняет свои свойства, тем больше моточасов смазочный материал проработает в двигателе, обеспечивая защиту его пар трения от износа и чистоту.
В свою очередь свойства основы задают базовые масла, из которых она состоит, и полимерный загуститель, регулирующий вязкость смазочного материала. Лучшие показатели по стабильности свойств демонстрируют основы, созданные на базе синтетических компонентов, в частности, полиальфаолефинов (РАО) и продуктов синтеза жидких углеводородов из природного газа GTL (Gas-To-Liquid). Именно из них химики немецкой компании ROLF Lubricants GmbH создали уникальную базу для своих новых моторных масел (линейка ULTRA).
Она обладает отличными показателями термостабильности - устойчивости к окислению при высоких температурах. Благодаря этому смазочный материал не утрачивает свои свойства в сложных условиях эксплуатации. Следовательно, сокращать интервал ТО, как того требует руководство по эксплуатации к автомобилю, не нужно. А в особо сложных условиях при работе масел в теплонагруженных моторах корректировка может составить 10-15%.
Базовые масла, изготовленные на РАО + GTL, обладают отличными моюще-диспергирующими свойствами. Даже при образовании отложений они не осаждаются на деталях ДВС, а поддерживаются во взвешенном состоянии до замены масла. Обеспечение чистоты мотора при большой наработке масла позволяет не сокращать заданный конструкторами мотора интервал ТО.
На срок службы масла оказывает влияние и скорость его загрязнения продуктами износа ДВС. Смазочные материалы ROLF ULTRA значительно снижают износ мотора при пуске в условиях сильных морозов. В частности, благодаря полиальфаолефинам температура застывания масла на основе GTL + РАО составляет -57 ˚C, а динамическая вязкость CCS - 5 830 мПас. При таких показателях смазочный материал быстро поступает к парам трения, сокращая время их работы в условиях ограниченной смазки и, соответственно, износ.
Из сказанного выше следует, что изготовленные на РАО + GTL моторные масла, позволяют не сокращать стандартный сервисный интервал, оптимизировать эксплуатационные расходы, снизить стоимость владения автомобилем.
Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ