Как правильно выбрать интервал замены моторного масла?
Периодичность проведения регламентного технического обслуживания автомобиля, в которое входит замена моторного масла, задается его производителем с учетом рекомендаций производителя двигателя. Интервалы ТО с привязкой к условиям эксплуатации машины прописаны в руководстве по ее эксплуатации. Их соблюдение является обязательным условием выполнения гарантийных обязательств со стороны автопроизводителя, обеспечения безотказной работы силового агрегата, достижения заложенного конструкторами ресурса.
Пробег, наработка в моточасах, время
Как правило, в руководствах по эксплуатации легковых автомобилей содержатся рекомендации по проведению технического обслуживания с указанием пробега или времени между ТО.
Замена масла по пробегу
В первом случае речь идет о пути, пройденном машиной в период от ТО до ТО, в определенных условиях. Ориентиром является пробег, который достигается в оптимальных с точки зрения работы масла условиях. Основными из них являются:
- Продолжительное движение автомобиля со средней скоростью по относительно ровным дорогам с небольшими перепадами высот.
- Небольшая загрузка машины.
- Невысокая запыленность воздуха.
- Работа двигателя на топливе, требуемого уровня свойств и качества (октановое число, экологический класс и т.д.).
- Исправность систем ДВС (питания, зажигания), отвечающих за протекание рабочего процесса в цилиндрах.
- Эксплуатация автомобиля в умеренном климате.
Для таких условий интервал ТО равен 10, 15 или 20 тысяч километров в зависимости от марки и модели автомобиля. Так как в реальной жизни условия эксплуатации автомобиля далеки от описанных выше, в руководстве по эксплуатации обычно рекомендуется скорректировать интервал ТО в сторону его уменьшения. Для этого вводится понятие сложные условия эксплуатации. В них входят все факторы, которые не относятся к оптимальным. Например:
- Длительное движение с высокими (скоростное шоссе) или низкими (передвижение в пробках) скоростями.
- Эксплуатация машины в жару (+35 ˚C и выше) или морозы (-30 ˚C и ниже).
- Поездки на короткие расстояния (3-5 км), при которых ДВС не успевает прогреваться до рабочих температур.
- Буксирование прицепа.
- Движение по горным дорогам.
- Продолжительная работа мотора на холостом ходу.
- Заправка автомобиля топливом низкого качества.
- Эксплуатация в условиях повышенной влажности или запыленности воздуха.
В большинстве перечисленных случаев в руководстве по эксплуатации обычно рекомендуется сократить интервал ТО вдвое. Таким образом исключается работа двигателя на масле, которое исчерпало свой ресурс, гарантируется защита ДВС от износа и загрязнения отложениями.
Замена масла по времени
Рекомендации по замене моторного масла с привязкой к временному интервалу даны для автомобилей, которые имеют годовые пробеги значительно меньше (например, 3-4 тыс. км), чем стандартный интервал ТО. Замену масла в данном случае требуется производить каждые 12 месяцев. Возникает вопрос: зачем обновлять смазочный материал, который не выработал и четверти своего ресурса? Дело в том, что процессы окисления свежего моторного масла начинаются сразу после его попадания в ДВС и смешивания с несливаемым остатком (отработка). Его объем зависит от конструкции ДВС и может достигать 10% и более от общего (заправочного) системы смазки. Работа ДВС ускоряет данный процесс.
Замена масла по наработке
В руководствах по эксплуатации легковых автомобилей нет рекомендаций по определению интервала ТО на основании наработки масла в моторе. Однако, данный метод широко используется на практике многими автовладельцами. Его суть заключается в расчете наработки масла в моточасах и сопоставлении полученных данных с условным ресурсом смазочного материала в данных единицах измерения.
Наработка ДВС в моточасах у многих машин отображается на ж/к дисплее панели приборов. Если такой опции нет, то наработку нетрудно рассчитать, зная показатель средней скорости. Его значение в км/ч присутствует в перечне стандартных показателей работы автомобиля, выводимых на приборную панель.
Наработку ДВС в моточасах рассчитываем по формуле - пробег/средняя скорость. Например, при пробеге 5 000 км и средней скорости 25 км/ч наработка составит 200 моточасов. Большинство современных моторных масел, созданных на полусинтетической основе, требует замены при наработке 200-250 моточасов. Ресурс смазочных материалов, изготовленных на высококачественной синтетической основе, значительно выше – 350-400 моточасов. Зная это, можно достаточно точно определить пробег машины до ТО.
Зависимость интервала ТО от качества масла
Как мы отметили выше, срок службы моторного масла во многом зависит от свойств и качества основы, на которой оно изготовлено. Чем дольше она сохраняет свои свойства, тем больше моточасов смазочный материал проработает в двигателе, обеспечивая защиту его пар трения от износа и чистоту.
В свою очередь свойства основы задают базовые масла, из которых она состоит, и полимерный загуститель, регулирующий вязкость смазочного материала. Лучшие показатели по стабильности свойств демонстрируют основы, созданные на базе синтетических компонентов, в частности, полиальфаолефинов (РАО) и продуктов синтеза жидких углеводородов из природного газа GTL (Gas-To-Liquid). Именно из них химики немецкой компании ROLF Lubricants GmbH создали уникальную базу для своих новых моторных масел (линейка ULTRA).
Она обладает отличными показателями термостабильности - устойчивости к окислению при высоких температурах. Благодаря этому смазочный материал не утрачивает свои свойства в сложных условиях эксплуатации. Следовательно, сокращать интервал ТО, как того требует руководство по эксплуатации к автомобилю, не нужно. А в особо сложных условиях при работе масел в теплонагруженных моторах корректировка может составить 10-15%.
Базовые масла, изготовленные на РАО + GTL, обладают отличными моюще-диспергирующими свойствами. Даже при образовании отложений они не осаждаются на деталях ДВС, а поддерживаются во взвешенном состоянии до замены масла. Обеспечение чистоты мотора при большой наработке масла позволяет не сокращать заданный конструкторами мотора интервал ТО.
На срок службы масла оказывает влияние и скорость его загрязнения продуктами износа ДВС. Смазочные материалы ROLF ULTRA значительно снижают износ мотора при пуске в условиях сильных морозов. В частности, благодаря полиальфаолефинам температура застывания масла на основе GTL + РАО составляет -57 ˚C, а динамическая вязкость CCS - 5 830 мПас. При таких показателях смазочный материал быстро поступает к парам трения, сокращая время их работы в условиях ограниченной смазки и, соответственно, износ.
Из сказанного выше следует, что изготовленные на РАО + GTL моторные масла, позволяют не сокращать стандартный сервисный интервал, оптимизировать эксплуатационные расходы, снизить стоимость владения автомобилем.