Охлаждающая жидкость – важнейший компонент для терморегуляции двигателя, который напрямую влияет на его ресурс и надежность. Ошибиться с выбором охлаждающей жидкости так же опасно, как с подбором моторного масла, – результатом может стать капитальный ремонт.
В этой статье мы расскажем про отличия популярных типов антифризов G11 и G12. Дадим рекомендации по выбору оптимальной жидкости и смешиванию антифризов, чтобы ваш двигатель всегда был под надежной защитой.
Для каких автомобилей подходит антифриз G11
Антифриз стандарта G11 разработан для систем охлаждения иностранных и отечественных автомобилей ранних конструкций. Такие машины сходили с конвейера преимущественно до 1996 года. Но некоторые составы данной спецификации применимы в транспортных средствах, которые выпускались до 2008 года включительно. Поэтому, прежде чем купить антифриз, обязательно обратитесь к технической документации вашего автомобиля.
Год выпуска транспортного средства действительно важен, так как механизмы работы ингибиторов коррозии в составе охлаждающей жидкости учитываются при проектировании конструкции ДВС.
Важные особенности антифриза G11
Тип G11 относится к классу комбинированных (гибридных) антифризов, его главной особенностью является усиленная защита системы охлаждения от коррозии за счет применения комбинации присадок из органических и неорганических кислот. Он состоит из этиленгликоля, воды, пакета присадок, содержащего значительное количество силикатных ингибиторов коррозии и незначительное количество карбоксилатных.
Силикаты прекрасно защищают систему охлаждения от коррозии, формируя на ее внутренних поверхностях глубокий защитный слой. Такая «скорлупа» ухудшает теплообмен, что некритично для ранних конструкций двигателей. Так как, во-первых, сами радиаторы у них достаточно емкие, имеют широкое сечение теплообменных трубок. Во-вторых, такие моторы теплонагружены гораздо меньше, чем современные, их рабочая температура не превышает 90 градусов.
Основной плюс состава в том, что в случае разрушения силикатной пленки и возникновения коррозии в дело вступают карбоновые кислоты, которые точечно создают на очаге окисления защитный слой.
Недостатками состава, кроме снижения теплопроводности, является его недолгий ресурс. Плотный защитный слой со временем разрушается, силикатная пленка расслаивается, а ее твердые «чешуйки», похожие на накипь в чайнике, начинают блуждать по системе охлаждения. Они могут забить радиатор или вывести помпу из строя. Чтобы этого не произошло, антифриз стандарта G11 нужно менять каждые два года или раз в 40 000 километров. Желательно при этом промывать систему охлаждения. Здесь вы можете узнать больше про срок службы антифризов разного класса.
Характеристики антифриза G11
Такой состав работоспособен при температурах до минус 40 или даже минус 45 °С в зависимости от производителя. Этого с запасом хватает для эксплуатации на большей части территории РФ. Закипает такой антифриз только при температуре в 108 градусов. Плотность охлаждающей жидкости типа G11 при 20 градусах должна вписываться в диапазон от 1,065 до 1,085 г/см3.
Важно знать, что состав жидкости G11 у разных производителей может отличаться. Например, в Европе в качестве неорганических присадок для G11 используют силикаты. В Японии – фосфаты (из-за этого такие составы не совсем корректно относить к классу G11). Поэтому всегда ищите на этикетке антифриза допуски автопроизводителя под мотор вашего автомобиля.
Мы бы рекомендовали обратить внимание на премиальные антифризы Rolf, обладающие очень высоким уровнем эксплуатационных свойств.
Для каких машин подходит антифриз стандарта G12
Составы, которые маркируются символами G12 и G12+, являются органическими или карбоксилатными. Они состоят из этиленгликоля, специально подготовленной воды и пакета органических присадок.
Антифриз G12 разрабатывался для более современных автомобилей. Пакет его присадок не содержит силикатов и не создает постоянной защитной пленки на внутренних поверхностях системы охлаждения. Он не ухудшает теплообмен современных малообъемных систем охлаждения и не дает твердого осадка, забивающего радиаторы. Антикоррозионные присадки здесь действуют точечно на сформировавшиеся очаги коррозии, нейтрализуя этот негативный процесс.
Такие антифризы имеют высокую стабильность пакета присадок, улучшенную термическую стойкость, благодаря чему служат дольше – не менее 5 лет или около 250 000 километров. Их можно смело эксплуатировать в высокооборотистых, мощных моторах.
У антифриза G12 есть развитие – стандарт G12+, такой состав тоже состоит из этиленгликоля, воды и пакета органических присадок. Он рекомендован для двигателей, выпущенных после 2001 года, в том числе высокофорсированных малообъемников, которые требуют повышенной интенсивности теплообмена. Его присадки еще более стабильны и имеют пролонгированный срок службы – менять такой антифриз G12+ нужно раз в 7 лет, но и стоит он заметно дороже.
Характеристики антифриза G12
Минимальная температура кипения антифриза типа G12 должна составлять 118 градусов. Плотность антифриза G12 при 20 градусах обычно варьируется в пределах от 1,065 до 1,085 г/см3. Температура замерзания – до минус 40 градусов, что делает эксплуатацию антифриза удобной на всей территории нашей страны.
Отметим, что тип антифриза G12 полностью подходит для всех ДВС, в том числе с медными, латунными и алюминиевыми радиаторами.
Почему цвет антифризов G11 и G12 разный?
Нередко автовладельцы подвержены опасному заблуждению, что выбирать антифриз для доливки нужно по цвету. На самом деле это не так, и сейчас расскажем, почему.
Начнем с того, что компоненты любого антифриза изначально бесцветны, а оттенок составу придают не его присадки, а краситель. Притом производители могут выбирать любую цветовую гамму по своему вкусу, вне зависимости от свойств конечного продукта.
Изначально привычную нам классификацию антифризов G11, G12, G12+ и так далее предложила компания Volkswagen. Вместе с тем сформировалась традиция красить неорганические антифризы в синий цвет. Гибридные, в составе которых много неорганических присадок, – в зеленый. А органические – в розовый или красный.
Но это лишь традиция, которая не является ни правилом, ни стандартом. Поэтому смешивать составы по цветам нельзя!
Можно ли смешивать антифриз G11 и G12?
Допускается смешивание составов G12 и G12+ или G12++, не ниже! Лучше от одного производителя. А вот смешивание составов G12 и G11 категорически запрещено!
В антифриз класса G12 допускается доливать составы G12+, G12++ или G13.
А вот стандарт G11 более терпим к смешиванию. В него можно доливать любой состав, кроме (и это важно) антифриза G12. Это еще одно достоинство недорого антифриза G11. Правда, стоит помнить: срок службы охлаждающей жидкости при этом снизится.
Чем отличается антифриз G11 от G12
Предлагаем обзорно взглянуть на различия двух типов антифриза еще раз.
Начнем с главного: срок службы и стабильность присадок у стандарта G12 выше, чем у G11. Но и стоимость у него выше.
Зато G11 даст улучшенную антикоррозионную защиту, особенно двигателям с большим пробегом, система охлаждения которых повидала многое. Главное тут – вовремя менять антифриз и не допускать перегревов.
Запомните! Состав G11 не применим для современных моторов, так как просто выведет их из строя.
Если говорить о составе присадок, то гибридный антифриз стандарта G11 содержит богатый раствор неорганических веществ, таких как силикаты, амины, нитраты, нитриты, бораты или фосфаты и небольшой пакет карбоновых кислот. Именно из-за этого G11 нередко причисляют к неорганическим антифризам.
А в состав стандарта G12 входят только карбоксилатные присадки на органической основе. Именно по этой причине антифриз G12 не образует защитного налета на внутренних поверхностях системы охлаждения, как это делает G11, и не снижает теплопроводность.
В антикоррозионном воздействии присадок G12 реализуется активный принцип защиты. Дело в том, что компоненты моторов современных автомобилей изготавливаются из алюминия и стали без применения латуни и меди. Поверхность стали и алюминия может окислятся, а присадки антифриза G12 активно и точечно воздействуют только на очаги коррозии.
Так какой антифриз лучше: G11 или G12?
На этот вопрос можно ответить следующим образом: лучше тот антифриз, который полностью подходит под спецификации двигателя вашего автомобиля. Но только в случае, если это качественный антифриз от проверенного производителя. Лучше всего выбирать премиальные марки, например антифризы Rolf, ведь при их производстве используются только лучшие и самые стабильные компоненты.
Поверьте, это не простые слова. В состав присадок антифриза входят не только антикоррозионные и смазывающие вещества. Там должны быть эффективные антиокислительные, противопенные присадки, а также вещества, регулирующие кислотно-щелочной баланс. Даже краситель должен быть безопасным для компонентов системы охлаждения. Стоит ли говорить о сбалансированной формуле и качественном моноэтиленгликоле? К сожалению, многие производители антифризов пытаются экономить, отчего страдает эффективность охлаждения и защита компонентов мотора.
Компания Rolf гарантирует качество своих охлаждающих жидкостей и рекомендует к использованию следующие антифризы стандартов G11 и G12+:
- высококачественную охлаждающую жидкость премиум-класса с увеличенным межсервисным интервалом Rolf Antifreeze HD G11 blue-green concentrate;
- высококачественный антифриз Rolf G11 Green, созданный на основе моноэтиленгликоля и высокоэффективного пакета присадок, который обеспечивает максимальную защиту от замерзания и закипания в широком температурном диапазоне;
- карбоксилатный антифриз Rolf G12+ Red, разработанный с использованием новейших технологий органических присадок.
Доверьте защиту вашего двигателя высококлассным профессионалам Rolf!