7258

Что выбрать: тосол или антифриз?

Содержание

Система охлаждения ДВС так же важна для мотора, как и система смазки: даже небольшие отклонения в ее работе могут вызвать серьезные проблемы, вплоть до капитального ремонта. А значит, к покупке охлаждающей жидкости нужно подходить максимально ответственно.

Но как это сделать, ведь на рынке такое изобилие! И самое главное, что выбрать: современный антифриз или знакомый с детства тосол, который еще отец заливал в свои «Жигули»? Предлагаем разобраться, в чем разница, и подобрать оптимальную охлаждающую жидкость.

01.png

Что такое тосол

Тосол появился в СССР в 1971 году благодаря бурному развитию автомобильной промышленности. В полную силу заработал Волжский автомобильный завод, выпускавший современные по тем меркам автомобили – «Жигули». Моторы в них стояли иностранные, производившиеся по лицензии фирмы Fiat, им требовалась качественная охлаждающая жидкость, содержащая эффективные ингибиторы коррозии.
Именно поэтому советская промышленность в ускоренном режиме разработала оригинальный состав антифриза на основе этиленгликоля. Он получил торговое наименование ТОСОЛ, что стало аббревиатурой названия отдела «Технологий Органического Синтеза» института, где был разработан состав, плюс химическое обозначение спиртов, содержавшихся в антифризе, – «ОЛ».

Наиболее массовым и известным стал синий Тосол-А40, державший температуру до -40 °С. Более специализированными стали: ТОСОЛ-А, представлявший собой концентрат, и красный ТОСОЛ-А65, предназначенный для работы в условиях Крайнего Севера (он замерзал при температуре ниже 65 градусов).

Довольно скоро ТОСОЛ на всем постсоветском пространстве стал именем нарицательным, как Джип или Ксерокс на всемирной арене.

Что такое антифриз? Отличия тосола и антифриза

Получается, что тосол и антифриз – это одно и то же? Скажем так, тосол – это всего лишь один из видов антифриза, разработанный довольно давно. Тосол создан на основе этиленгликоля, в его состав входят присадки на базе солей неорганических кислот, таких как: силикаты, нитриты, нитраты, фосфаты, бораты, амины и их комбинации.

А при производстве современных антифризов могут использоваться этиленгликоль или пропиленгликоль. Этиленгликоль и пропиленгликоль нельзя смешивать, поэтому не все антифризы совместимы. Точно так же не все антифризы совместимы из-за различных компонентов присадок, которые могут вызвать пагубную для системы охлаждения автомобиля химическую реакцию. Об этом мы расскажем чуть ниже.

02.png

Тосол снижает теплопроводность

Главная особенность тосола в том, что его неорганические присадки создают на внутренних поверхностях системы охлаждения глубокий защитный слой, который может достигать толщины в 1/2 миллиметра. Для олдскульных моторов, разработанных в 70–80–90-х годах, это неплохо, так как металлические поверхности системы охлаждения надежно защищены. Другое дело, что в случае нарушения защитного слоя, созданного тосолом, он уже не восстановится и компоненты системы охлаждения все-таки будут подвержены коррозии. К тому же среди актуальных антифризов тосол обладает самыми низкими эксплуатационными характеристиками, срок его использования – не больше двух лет. Зато тосол точно не причинит вреда резинотехническим изделиям немолодых моторов. Так что, если производитель авто рекомендует заливать тосол, лучше так и делать. Хотя в отдельных случаях его можно заменять гибридными жидкостями.

А вот для современных моторов плотный защитный слой на поверхностях деталей системы охлаждения, который создает тосол, несет опасность: он становится барьером не только для коррозии, но и серьезно ухудшает отвод тепла. Снижение эффективности системы охлаждения может привести к перегреву современного мотора. Кроме того, снизится производительность ДВС и возрастет расход топлива. Как итог – сокращение ресурса агрегата и его поломка.

03.png

*Современному мотору нужен антифриз

Но не стоит думать, будто современные антифризы не способны бороться с коррозией металлических компонентов, наоборот! Присадки антифризов работают точечно – непосредственно на очагах коррозии. А устойчивый защитный слой имеет меньшую толщину, около 600 нанометров (0,0006 мм), что никак не сказывается на теплопроводности охлаждающей системы. Исключением является только антифриз G11, защитные свойства которого выше, чем у тосола, а оксидный слой примерно такой же по толщине.

Примечание: G11 – это спецификация VW, которую используют многие производители антифризов. Жидкости G11 относятся к классу гибридных. Вместе с тем состав жидкости от разных производителей может отличаться. Например, в Европе в качестве неорганических компонентов присадок для G11 традиционно используют силикаты. А в составах японских антифризов, как правило, работают фосфаты, поэтому относить их к группе жидкостей G11 уже не совсем корректно. Вывод один: ищите на этикетке спецификацию, рекомендованную производителем вашего двигателя.

Тосол разрабатывался, когда рабочая температура двигателя составляла в среднем 90° С. Сегодня рабочая температура охлаждающей жидкости варьируется в диапазоне 95–105 градусов, а высокая степень форсировки и даунсайзинг (увеличение производительности при снижении размеров и рабочего объема) сделали современные моторы склонными к перегреву. Они требуют более эффективной системы охлаждения.

Именно поэтому важно помнить: характеристики тосола не позволяют использовать его для охлаждения современных двигателей, так как очень велика вероятность того, что устаревшая жидкость будет закипать.

И это не значит, что тосол по определению плох, просто во времена его дебюта степень форсировки, да и сама производительность и конструкция моторов была иной. Новые моторы мощнее и эффективнее, а значит, и охлаждающая жидкость для них должна быть современной.

04.png

Какими бывают антифризы: сравниваем антифриз и тосол

Антифризы делятся на несколько классов. Традиционный тосол относится к неорганическим антифризам, про него мы уже все рассказали. Более современные жидкости маркируются классификацией G11, G12, G12+ и так далее – это тоже стандарты Volkswagen, которые теперь используют многие производители антифризов, в частности, Rolf. Важно отметить, что эти стандарты, кроме карбоксилатного (органического), применимы только к силикатным гибридным ОЖ. Фосфатные, нитритные, молибдатные гибридные жидкости будет относить к ним некорректно.
Те составы, которые маркируются обозначением G12 или G12+, являются органическими (карбоксилатными), в присадках этих жидкостей используются соли карбоновых кислот – карбоксилаты. В случае возникновения очага коррозии карбоксилаты нейтрализуют его.  
Такие составы прекрасно подходят для всех ДВС, в том числе полностью алюминиевых. Главное отличие от тосола в том, что G12/G12+ не образует на деталях толстый слой из неорганических присадок, который препятствует отводу тепла и, разрушаясь, накапливается в виде отложений, ухудшая циркуляцию жидкости в системе. Срок эффективной работы в среднем до 5 лет.

Существуют и комбинированные (гибридные) составы, их маркировка – G11. Особенность стандарта G11 – в усиленной защите системы охлаждения от коррозии за счет применения комбинации присадок из органических и неорганических кислот. Неорганические присадки покрывают поверхность деталей защитной пленкой. В случае ее разрушения и возникновения очага коррозии в действие вступают карбоновые кислоты. Недостаток такой же, как у тосола: свойства теплообмена невысоки. Зато служить он будет дольше – около трех лет.

Самый современный антифриз

Наиболее продвинутыми свойствами обладают лобридные антифризы серии G12++, G12EVO и G13. Эти жидкости тоже гибридные, но в них изменено соотношение неорганических присадок и солей карбоновых кислот. Неорганики используется значительно меньше, а карбоксилатов – больше. Отсюда и название low-hybrid, или малогибридная технология. У лобридов более тонкий, чем у обычных гибридных ОЖ слой из неорганических присадок, что существенно повышает терморегулирующие свойства жидкости. Большее число карбоксилатов позволяет гораздо дольше выполнять функцию нейтрализатора коррозии, возникающей при разрушении защитного неорганического слоя. На упаковках таких жидкостей пишут, что они рассчитаны на весь срок службы автомобиля.

Можно ли смешивать Тосол и антифриз

Теперь поговорим о самом важном аспекте: можно ли смешивать тосол и антифриз? А также о том, какие антифризы допускают смешивание между собой.

Бытует мнение, что смешивать можно любые антифризы, главное, чтобы их цвет совпадал. В реальности это совсем не так. Да, есть традиционная цветовая дифференциация. Например, тосол обычно синий. Антифриз G11 – зеленый, G12 и G12+ чаще всего красный, G12++ и G13 – фиолетовый. Но встречаются желтые, оранжевые или розовые составы и концентраты. Дело в том, что производители ОЖ добавляют в антифризы красители, чтобы было проще различать их. Запомните: на цвет влияет краситель, а не состав охлаждающей жидкости. Иными словами, цвет антифриза может быть любым, гораздо важнее смотреть на маркировку. Поэтому в данном материале будем исходить из нее.

При этом отметим, что смешивать антифризы разных производителей крайне не рекомендуется, даже несмотря на совпадение цвета и маркировки. Дело в том, что химический состав присадок может отличаться, что приведет к ускоренной деградации компонентов состава, а иногда и к необходимости промывки системы охлаждения.

05.png

Совместимость антифризов: какой долить антифриз

В качестве доливки, при испарении антифриза, а не его утечке, лучше использовать дистиллированную воду. Ведь в антифризе испаряется именно вода. Ее замещение антифризом приведет к нарушению соотношения воды и этиленгликоля, что может ухудшить терморегулирующие свойства охлаждающей жидкости.

А вот в случае подтекания жидкости доливку антифризом произвести можно. Если запасного объема жидкости, залитой в систему, нет, можно использовать антифриз, схожий по составу и такого же класса от другого производителя, но не более одного литра.

  • В систему, где залит антифриз G12++ и G13, нельзя доливать другие составы, при этом смешивать G12++ и G13 между собой можно.
  • В G12+ нельзя доливать антифриз G12, можно только G12+, G12++ или G13.
  • В G12 можно добавить немного G12+, G12++ или G13, не ниже!
  • Зато в расширительный бачок системы охлаждения, заполненный тосолом или антифризом G11, можно доливать любой состав, кроме (и это важно) антифриза G12. Это еще одно достоинство тосола, кроме невысокой цены. Но не рассчитывайте на долгий срок эксплуатации.

Пара слов о цене

Тосол больше подходит простым и неприхотливым моторам, базовые версии которых разрабатывались еще в советскую эпоху. Он прост в производстве, а его рецептура отработана годами. Именно поэтому он стоит недорого, разница в цене с антифризами может достигать 2–3 раз, правда, и деградирует тосол гораздо быстрее. Примерно через два года его придется менять. А при несвоевременной замене тосол способен дать осадок, который засорит систему охлаждения.

По большому счету есть смысл немного переплатить и залить в систему охлаждения антифриз G11, так как повышенный срок службы окупит затраты на услуги автосервиса по замене охлаждающей жидкости, да и показатели антикоррозионной защиты у G11 выше.

Для иномарки или нового автомобиля прекрасно подойдут антифризы стандарта G12 и G12+. Данные составы являются золотой серединой: высокий ресурс, отличная теплопроводность, хорошие антикоррозионные свойства. Цена примерно в 2 раза выше, чем у тосола, но и плюсы очевидны.

А вот самыми дорогими и эффективными являются стандарты G12++ и G13, они могут стоить в 2–3 раза дороже дешевого антифриза, но бескомпромиссно защищают систему охлаждения от коррозии и не снижают показатели теплообмена. Их можно смело использовать для моторов иномарок, турбомоторов и даже спорткаров.

Но помните! Главное, при выборе охлаждающей жидкости ориентироваться на предписания производителя вашего авто. Нелишним будет обратить внимание и на одобрения конкретного состава от производителя авто. А перед заменой жидкости следует промыть систему охлаждения дистиллированной водой.

Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 0, в среднем: 0 из 5)