Техобслуживание машины подразумевает не только замену масел и фильтров. Наряду с этими обязательными процедурами необходимо периодически проводить ряд других сервисных работ. Несвоевременная замена изнашиваемых деталей и расходных материалов может привести к неприятным последствиям и дорогостоящему ремонту, на который потребуется в разы больше денег, чем на плановое ТО. Список обязательных работ состоит из восьми основных пунктов. Предлагаем более детально рассмотреть их и узнать, как грамотно обслужить автомобиль.
Содержание:
- Моторное масло
- Воздушный фильтр
- Свечи зажигания
- Ремень ГРМ и натяжной ролик
- Регулировка клапанов
- Трансмиссионное масло
- Салонный фильтр
- Проверка ходовой части
Моторное масло
Большинство производителей автомобилей устанавливают стандартный межсервисный интервал 15 000 км. Учитывая достаточно жесткие условия эксплуатации авто (дорожные пробки, неблагоприятный климат, агрессивный стиль езды), такой пробег во многих случаях оказывается завышенным. Проводить техобслуживание с интервалом 15 тыс. км можно только при условии, что машина чаще эксплуатируется на свободных трассах, а мотор не подвергается большим нагрузкам. В остальных случаях следует менять масло и масляный фильтр не реже чем один раз за 10 000 км или через каждые 12 месяцев. Если в машине используется полусинтетическое или минеральное масло, периодичность проведения этих работ стоит уменьшить до 7000–8000 км. Чем чаще проводится замена моторного масла, тем дольше двигатель проработает без капитального ремонта. Также важен правильный выбор материала по допускам и вязкости. Если машина эксплуатируется в условиях морозного климата, следует использовать морозостойкие составы, например Rolf GT SAE 0W-40 API SN/CF.
Воздушный фильтр
Как правило, противопылевые фильтроэлементы меняют одновременно с маслом в двигателе. Интервал в 10–15 тысяч, совпадающий с периодичностью замены смазочной жидкости, следует соблюдать лишь при условии, что машина редко бывает на пыльных грунтовках и пересеченной местности. Но даже при езде по городским асфальтированным дорогам воздушный фильтр может забиваться раньше, чем будет достигнут регламентный пробег. Необходимо периодически проверять его состояние. Через каждые 5000–7500 км фильтрующий материал рекомендуется продувать компрессором. Если он сильно загрязнен, замену нужно проводить по мере необходимости, не дожидаясь истечения его расчетного срока службы. При установке нового фильтра обязательно следует протирать корпус от пыли и следить, чтобы уплотнительная резинка плотно прилегала к контурам посадочного места.
Свечи зажигания
В инструкциях по эксплуатации для большинства современных моделей авто указывается периодичность замены этих деталей – один раз в 4 года или через 60 000 км. Ориентироваться нужно в первую очередь на пробег или моточасы (взаимозависимые величины). В отличие от моторного масла, у которого есть определенный срок годности, свечи зажигания не портятся от возраста. Если за год машина проезжает 5 тысяч километров, то за 4 года пробег составит лишь 20 000 км. Это треть от стандартного ресурса качественных свечей. Если к этому моменту на их электродах не образовался нагар, можно смело продолжать их эксплуатацию. Но километраж и наработку в моточасах нужно строго соблюдать. Свечи, отработавшие более 60 000 км, хуже вырабатывают искры. Из-за их износа перестают работать отдельные цилиндры в моторе, что сопровождается троением двигателя. Также при несвоевременной замене свечей может произойти пробой высоковольтных проводов или катушек зажигания.
Ремень или цепь ГРМ
Если в случае с маслом, свечами и другими расходниками водитель может скорректировать интервалы замены с учетом условий эксплуатации автомобиля, то с ременными и цепными приводами газораспределительных механизмов шутки плохи. Здесь нужно беспрекословно соблюдать требования производителя машины. Согласно регламенту ремни ГРМ меняют через 80–100 тысяч километров в зависимости от модели авто. Но важен и возраст детали. Из-за физического старения резина покрывается трещинами и пересыхает, даже если автомобиль преодолевает небольшие годовые пробеги. Не следует эксплуатировать ремень дольше 5–7 лет. Лучше перестраховаться, чтобы избежать его обрыва и всех вытекающих последствий, вплоть до капремонта двигателя.
Регулировка клапанов
По мере износа двигателя постепенно меняются зазоры в клапанах. В запущенных случаях это приводит к прогоранию и разрушению деталей, что сопровождается серьезными повреждениями цилиндров и сложным капремонтом. Поэтому клапаны нужно регулировать в профилактических целях через 50–100 тысяч километров, даже если отсутствуют внешние признаки их износа. В машинах, в которых используется газобаллонное оборудование, седла и фаски выпускных клапанов изнашиваются в 1,5–2 раза быстрее, чем в бензиновых и дизельных агрегатах.
Трансмиссионное масло
В документации к некоторым моделям авто (например, с коробками передач DSG) указывается, что заводская смазочная жидкость в КПП рассчитана на весь срок службы машины. Это применимо только к автомобилям, которые эксплуатируются в условиях, близких к идеальным. На практике следует менять масло в трансмиссии, даже если она позиционируется как необслуживаемая. Процедуру стоит проводить с интервалом 60 000 км или один раз в 6 лет, как и для обычных обслуживаемых КПП. Любое масло со временем окисляется, впитывает влагу и загрязняется железной стружкой, образующейся при износе шестеренок. В дешевых составах эти процессы происходят быстрее, в качественных продуктах премиум-класса – медленнее. Чтобы не ошибиться с выбором трансмиссионного масла, вы можете использовать универсальную жидкость Rolf ATF Multivehicle, совместимую с большинством моделей АКПП.
Салонный фильтр
Фильтроэлемент, который отвечает за очистку воздуха в салоне машины, засоряется дорожной пылью, насекомыми и другими загрязнениями. Если по регламенту его нужно менять с интервалом 20–30 тыс. км, то в условиях пыльных мегаполисов следует проводить эту процедуру вдвое чаще. Во внедорожниках и джипах, которые часто ездят по проселочной местности и грунтовкам, замена салонных фильтров может выполняться несколько раз в год, по мере их загрязнения.
Проверка ходовой части
Поломки двигателей, КПП, генератора или других устройств редко приводят к авариям. Неисправности подвески, тормозов и рулевого управления, наоборот, являются одними из распространенных причин ДТП. Вырывание шаровой опоры приведет к заваливанию колеса набок, и машина упадет днищем на асфальт. Разрыв тормозных трубок чреват полным отказом тормозов. С изношенными амортизаторами резко ухудшается управляемость и устойчивость. Эти и другие поломки создают серьезную опасность, поэтому нужно проводить диагностику ходовой части не реже 1 раза в год, а при первых признаках неисправностей – в срочном порядке.