9802

Моторные масла для бензиновых двигателей

Содержание

Качество и характеристики моторного масла прямо влияют на ресурс бензинового двигателя. В моторе смазочный материал выполняет три функции:

  • уменьшает трение;
  • охлаждает пары трения;
  • очищает от продуктов износа.

Поэтому и перечень свойств моторных масел весьма велик.

Как выбрать моторное масло для автомобиля

Моторное масло для конкретного автомобиля нужно подбирать в зависимости от условий работы бензинового ДВС. Поэтому помимо общепринятых классификаций качества (API, ACEA) используются дополнительные. Например, стандарт ILSAC GF-5 для энергосберегающих масел или собственные системы допусков автопроизводителей. Перечень критичных требований к моторному маслу указывается в сервисной документации. Как минимум в него включаются параметры вязкости по SAE и класс качества и эксплуатационных свойств по API. При этом можно уверенно следовать ряду правил.

  • При подборе вязкости масла летний индекс SAE должен соответствовать указанному в документации или превышать его в условиях жаркого климата. Зимний индекс должен соответствовать указанному значению для умеренного климата. Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических поясах, возможно уменьшение до класса 0W. Например: если по документации нужно использовать масла классов SAE 15W-40 и 10W-40, то для облегчения запуска в холодном климате можно заливать SAE 5W-40.
  • У масла на замену класс по API должен соответствовать требуемому производителем или превышать его.

Если автопроизводитель указывает в сервисной книжке требования по ACEA, а также собственные допуски и классы по другим стандартам (JASO, ILSAC и др.), то подмена не допускается. То есть у заправляемого в картер моторного масла должен быть точно такой же набор допусков и классов. Нельзя подменять классы качества по ACEA следующими по нумерации. Как пример: вместо масла группы E6 не заливают масла группы E7, так как у первых более жесткие требования к сульфатной зольности.

Характеристики моторного масла

  • Вязкость – степень густоты смазочного материала и его способность сохранять свойства при перепадах температуры. Описывается далее в соответствующем разделе «Классификация по SAE».
  • Зольность – доля твердого остатка при сгорании масла. Параметр особенно важен для ДВС с многокомпонентными катализаторами, так как сажа забивает их соты.
  • Щелочное число – параметр, который косвенно указывает на ресурс моторного масла. В ходе эксплуатации оно насыщается кислотными соединениями, соответственно, падает щелочное число. Снижение до нуля означает завершение реального срока службы масла наряду с прочими параметрами. Параметр особенно важен при эксплуатации автомобиля на высокосернистом топливе и при значительном износе ЦПГ, из-за которого выхлопные газы проникают в картер.
  • Температура вспышки – показатель летучести масла. Моторные масла с низкой температурой вспышки при прочих равных условиях образуют больший объем нагара, быстрее расходуются на угар. Высокая температура вспышки – показатель качества масла. Максимальное значение достигается при использовании чистой синтетической базы.
  • Температура застывания – обязательно контролируемый параметр для летних и всесезонных масел. Он показывает точку, ниже которой масло полностью теряет текучесть. Фактически температура застывания – это нижняя отметка, когда двигатель автомобиля можно запустить с буксировки, ручным стартером или другим способом.
  • Моющие свойства – это способность масла выносить и удерживать в своем объеме загрязнения,  то есть продукты износа и собственного разложения (осадок, нагар). Качественные моторные масла с хорошими моющими свойствами поддерживают чистоту двигателя, не позволяют забиваться масляным каналам.
  • Коксуемость – объем нагара и смолистого остатка, который образуется в процессе эксплуатации. Коксообразование вредно в первую очередь для поршневых колец, так как приводит к потере их подвижности и падению компрессии.

Типы масел для бензинового двигателя

Основа (или базовое масло) прямо влияет на эксплуатационные характеристики моторного масла. Поэтому общепринято разделение моторных масел на группы по использованной базе.

Масла на минеральной основе

Первый в истории класс смазочных материалов. Изначально в роли масла использовалась часть тяжелых фракций нефти. Продукция имела определенный уровень антифрикционных и противозадирных свойств. Однако даже при высокой степени очистки минеральное масло для бензинового двигателя практически неприменимо. Это связано с нестабильной вязкостью, высоким нагарообразованием, неподходящим уровнем коксуемости. Чистая минеральная база может использоваться только летом, межсервисные пробеги малы даже на низкофорсированных двигателях. До середины XX века детали двигателей спортивной техники чистили от нагара после каждой гонки. Эта необходимость объясняется большим объемом нагара, который образовывался при жесткой эксплуатации.

Для коррекции свойств минерального масла в его состав вводится большой объем различных присадок: моющих, антифрикционных, стабилизаторов вязкости и так далее. Благодаря этому минеральные масла производятся до сих пор. В линейке ROLF Lubricants GmbH эти масла наиболее доступны по цене, но их качество полностью соответствует заявленным стандартам.

Синтетические масла

Причина большинства проблем минеральных масел – это сложность состава базы. Серьезные отличия возможны даже при переработке нефти с соседних месторождений. Требования к качеству моторных масел постоянно росли, поэтому увеличивался объем вводимых присадок. Из-за старения присадок неизбежно ограничивался ресурс масла.

Решением проблемы стал прямой синтез базового масла. Если минеральное масло очищается из исходного сложного сырья, то синтетическое создается из других компонентов в ходе химических реакций. Использование чистого сырья помогает добиться в разы большей однородности полученного продукта по изомерному составу. Так «синтетика» получает улучшенные качества и дольше сохраняет свои характеристики.

Синтетические моторные масла для бензиновых двигателей высокой степени форсировки появились в Германии еще в начале 1940-х годов. На практике они стали применяться относительно недавно, когда требования двигателей стали уже слишком жесткими для минерального масла. Известно несколько основных принципов получения синтетических автомобильных масел.

  • Полиальфаолефиновые масла (ПАО) получаются в ходе реакции синтеза тяжелых цепочек углеводородов из легких (например, из попутного нефтяного газа). Высококачественные масла с очень высокой температурой вспышки используются в качестве базы в большинстве сортов вплоть до премиального сегмента.
  • Эстеровые базовые масла – продукт полимеризации эфиров природного происхождения (например, из рапсового масла). Обладают серьезными преимуществами в защите двигателя, но из-за сложности производства и высокой себестоимости пока остаются экзотикой на рынке.
  • Гидрокрекинговая синтетика (HC) – самый доступный класс базовых масел. Сырьем для переработки служит нефть, точнее ее наиболее тяжелые фракции, цепочки которых разрываются и насыщаются водородом. Фактически, это обратная реакция синтеза ПАО-масел. Дешевое сырье делает HC-синтетику наиболее доступной. Есть довольно аргументированные мнения, что правильнее относить гидрокрекинговую синтетику к полусинтетике.
  • Алкилированные нафталины (АН) – базовое масло, которое получают путем алкилирования нафталина в присутствии олефинов. Молекулы АН притягиваются к металлу за счет отрицательной полярности атомов. Благодаря постоянному слою масляной пленки двигатель в любых условиях остается смазанным.

Полусинтетические масла

Полусинтетическое моторное масло – своего рода компромисс. Введение части синтетики в минеральное масло позволяет добиться заметного улучшения эксплуатационных качеств и сохранить низкую цену. Продукция получает достаточно строгие классы качества и эксплуатационных свойств. Если минеральные масла сейчас выпускаются фактически только для устаревших двигателей, то полусинтетические – для современных.

Выбор масла с учетом классификации

Классификация по SAE

Описание вязкости по SAE – удобный способ сравнения характеристик масел. В этом стандарте измеряется вязкость при следующих показателях температуры:

  • отрицательных (моделируются пусковые свойства зимой);
  • условно близких к рабочим (поведение масла на прогретом двигателе).

По результатам измерений выбирается соответствующий класс. Чем выше его индекс, тем масло гуще в равных условиях. Для зимних классов (измерения проведены при отрицательных температурах) указывается суффикс W (Winter). Например, у всесезонного масла обозначение SAE 10W-40 объединяет зимний класс вязкости 10W и летний 40. По сравнению с ним масло 5W-40 будет более жидким зимой, а 10W-50 будет иметь большую вязкость при рабочей температуре двигателя.

Классификация по API

По американскому стандарту API выделяются классы качества для моторов, которые работают на бензине, этаноловых смесях или природном газе (S), а также для дизельных двигателей (С). Чем дальше по алфавиту буква за указанием класса (S или С), тем более жестким требованиям соответствует масло. Например, стандарт API SN жестче, чем API SM. Универсальные масла для дизелей и бензиновых моторов получают оба обозначения (например, API SL/CF).

Классификация по ACEA

Европейская система изначально копировала американскую, только группа для бензиновых моторов получила название A, а для дизельных – B. По нему каждый следующий стандарт получал новый номер по порядку следования, то есть требования ACEA A4 перекрывали требования ACEA A3. В дальнейшем из-за ужесточения европейских норм экологии появились дополнительные классы. Для бензиновых и дизельных двигателей, которые соответствуют нормам «Евро-4» и превосходят их, была выявлена группа C, для дизелей тяжелых грузовиков – Е. Здесь порядок нумерации уже не полностью означает перекрытие требований, о чем указано выше.

Выбор качественного моторного масла для бензиновых двигателей

Как выбрать масло, если у двигателя большой пробег

Автомобиль с большим пробегом – это и изношенный двигатель, и невысокая цена, если речь не идет о редком раритетном авто. Его владелец обычно стеснен в средствах, а расход масла у мотора увеличен. Поэтому разумно применять более доступные масла на минеральной основе, но в любом случае не меньшей группы качества и эксплуатационных свойств по API/ACEA, чем требует производитель.

Выбор масла для двигателя с турбонаддувом

Любой турбодвигатель – это повышенные удельные нагрузки на основные узлы ЦПГ и КШМ, увеличенные темпы старения масла. Турбодвигатели желательно эксплуатировать на маслах с повышенной температурной стабильностью. В линейке ROLF они обозначаются соответствующим логотипом High Thermal Stability на упаковке.

Моторные масла ROLF

Все моторные масла ROLF

Автор: РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Оцените статью

(Оценок: 0, в среднем: 0 из 5)