+7 (495) 765-77-72

Статьи

Главная / Статьи / Моторные масла для двигателей с турбонаддувом

Моторные масла для двигателей с турбонаддувом

Увеличивая удельную мощность ДВС с помощью турбонаддува, производители автомобильных двигателей сталкиваются с целым рядом проблем, для разрешения которых в числе прочего приходится формулировать и специфические требования к моторному маслу. Учитывая эти нюансы и все большее распространение турбодвигателей, ROLF Lubricants GmbH закладывает совместимость с турбокомпрессорами (включая системы турбонаддува высокого давления) в состав выпускаемых масел.

Почему двигателю с турбонаддувом нужно особое масло

Любой способ форсирования увеличивает нагрузку на двигатель. И хотя турбонаддув, в отличие от общепринятого мнения, является наиболее щадящим методом увеличения мощности (нагрузки растут пропорционально квадрату оборотов или диаметра поршня, но линейно в зависимости от давления наддува), специфика турбированных двигателей включает в себя следующие особенности.

  • Рост температуры масла в ряде зон: на днище поршня, в головке блока цилиндров и особенно в каналах смазки самой турбины. Это вынуждает вводить в конструкцию турбонагнетателей многих моделей рубашки водяного охлаждения, соединенные с системой охлаждения самого двигателя.
  • Увеличение удельных нагрузок на коренные и шатунные вкладыши, поршневой палец, юбку поршня пропорционально давлению наддува.
  • Быстрое падение давления масла в системе смазки после остановки двигателя при медленном остывании самого турбокомпрессора, особенно при отсутствии принудительного охлаждения картриджа.
  • Увеличение давления в камере сгорания приводит к росту объема газов, проникающих в картер через поршневые кольца. Так ускоряется окисление и старение масла, быстрее падает щелочное число.

Следовательно, масло для турбированных двигателей автомобилей должно иметь гораздо более высокую стабильность характеристик при высоких температурах, что в стандартах вязкости и качества прямо не оговаривается. Работа с увеличенными удельными нагрузками требует улучшения антифрикционных, противоизносных и противозадирных характеристик. В целом по свойствам моторные масла для двигателей с турбонаддувом близки к специализированной продукции для работающих на бензине моторов воздушного охлаждения из-за схожих требований к температурной стабильности и стойкости к окислению.

Изначально общей проблемой турбомоторов было быстрое накопление нагара в каналах смазки подшипников турбины и в них самих. Это было связано как раз с высокой рабочей температурой турбины. Пока смазочный материал подавался в нее под давлением, он не успевал перегреваться, но на остановленном моторе остатки масла в подшипниках перегревались от турбины, остывавшей достаточно медленно. Варианты для атмосферных моторов просто не учитывали подобную специфику, и владельцам турбированных автомобилей в инструкциях приходилось рекомендовать давать мотору проработать несколько минут на холостых оборотах перед глушением, чтобы дать турбине остыть, не прерывая поток масла через нее. Далее для повышения удобства появились турботаймеры, а мощные турбины стали снабжаться водяным охлаждением, но по-прежнему условия эксплуатации масла в турбомоторе жестче, чем в атмосферном двигателе равного объема.

Технические характеристики и спецификации

Система стандартизации качества API, наиболее широко применяемая в мире для сертификации, прямо стала упоминать характеристики турбонаддува только для дизелей, поскольку именно на них турбокомпрессоры начали массово применяться раньше. Для двигателей со средним давлением наддува первым установленным классом качества был API CC, в то время как дизели высокого наддува уже требовали масла не менее API CD. В последующие классы, вплоть до актуального CJ-4, свойства, необходимые для совместимости с турбинами, включались обязательно.

Для бензиновых двигателей стандарт API не указывает обязательную совместимость с турбокомпрессорами, по совокупности требований нужные свойства имеют масла класса не ниже SG. Однако с продукцией устаревших классов приходится неизбежно снижать сроки замены, желательно применение турботаймеров. Для старых автомобилей со штатным или установленным самостоятельно турбонаддувом можно рекомендовать переход на материалы высшей категории качества в сравнении с указанной производителем.

Как выбрать масло для двигателя с турбонаддувом

Масло для турбированного двигателя должно иметь по возможности наибольшую динамическую вязкость при +150 °С (обязательно измеряется в ходе испытаний на соответствие классам вязкости по SAE J300), так как это прямо указывает на стойкость к повышенным температурным нагрузкам.

При наличии у производителя автомобиля особых требований к допускам смазочного материала их необходимо учитывать в обязательном порядке. Например, для получения допуска VW 505.00 масло должно соответствовать требованиям к воздействию на эластомерные уплотнения, не оговариваемые спецификациями API/ACEA. Продукция с допуском VW 506.00 может применяться в турбомоторах не старше 1999 года выпуска, так как более старые турбодвигатели Volkswagen имеют другие требования к высокотемпературной вязкости при формально том же классе SAE.

Каталог масел ROLF для двигателей с турбонаддувом

Масла для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями

ROLF GT 5W-30 SN/CF

ROLF GT 5W-30 SN/CF

Синтетика для современных моторов, рассчитанных на применение масел малой вязкости и высококачественного топлива. Легко прокачивается насосом при низких температурах, исключая масляное голодание подшипников турбокомпрессора.

ROLF GT 5W-40 SN/CF

ROLF GT 5W-40 SN/CF

Масло высокого качества с мощным пакетом моющих присадок и высокой температурной стабильностью. Сохраняет необходимые защитные свойства при жестких режимах эксплуатации, допускает увеличение интервалов замены.

ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF

ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF

Универсальная полусинтетика, совместимая с турбодизелями и бензиновыми моторами, оснащенными наддувом. Снижает механические потери на трение, облегчает холодный пуск. Стабильна к окислению при высоких температурах.

ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF

ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF

Полусинтетика, рассчитанная на применение в устаревших двигателях. Увеличена стабильность при высоких температурах, на что указывает маркировка HTS (High Thermal Stability).

ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF

ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF

Высоковязкое минеральное масло, которое может применяться всесезонно в умеренном климате. Удовлетворяет строгим требованиям к образованию нагара, моющим и противоизносным свойствам. Совместимо с катализаторами. Эффективно препятствует коксованию поршневых колец и подшипников турбокомпрессора.

ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF

ROLF DYNAMIC 10W-40 SJ/CF

Минеральное масло с повышенными моющими свойствами, допускающее увеличение интервалов замены. Может применяться всесезонно с учетом указанного класса низкотемпературной вязкости по SAE.

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 ACEA A3/B4

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-30 ACEA A3/B4

Полностью синтетическое масло премиального качества, которое может применяться для турбированного двигателя. Гарантирует защиту двигателя в течение всего срока службы смазочного материала.

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40 ACEA A3/B4

ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40 ACEA A3/B4

Полностью синтетическое масло премиального качества, обеспечивающее защиту при сильных нагрузках, широком диапазоне температур и различных стилях вождения.

Масла для грузовых автомобилей с дизельными двигателями

ROLF KRAFTON P3 U 10W-40

ROLF KRAFTON P3 U 10W-40

Полусинтетическое масло для мощных двигателей дизельных грузовиков и спецтехники, не оборудованных сажевыми фильтрами. Соответствует спецификации ACEA E7 в последней редакции 2012 года, получило одобрения на соответствие допускам Renault Trucks, Caterpillar, Cummins, MAN, Volvo.

ROLF KRAFTON P5 U 10W-40

ROLF KRAFTON P5 U 10W-40

Синтетика для современных моторов, рассчитанных на применение масел малой вязкости и высококачественного топлива. Легко прокачивается насосом при низких температурах, исключая масляное голодание подшипников турбокомпрессора.

ROLF KRAFTON M3 U 15W-40

ROLF KRAFTON M3 U 15W-40

Сбалансированное по свойствам минеральное масло, обеспечивающее надежность защиты двигателя и снижение потерь на трение. Может применяться в современных дизелях с многоклапанной схемой газораспределительного механизма, совместимо с турбокомпрессорами.

ROLF KRAFTON M5 U 15W-40

ROLF KRAFTON M5 U 15W-40

Минеральное масло среднего уровня, характеризующееся универсальностью применения и отличными моющими свойствами. Применяется для двигателей грузовиков, в том числе многоклапанных, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском.

Полезные советы и рекомендации

В двигателях с высоким давлением наддува, часто эксплуатируемых под нагрузками, близкими к предельным, оптимально применять современные синтетические масла, соответствующие международным классификациям API/ACEA и требованиям производителя к высокотемпературной вязкости по SAE или несколько превышающие их. Например, в автоспорте используют масла с индексами SAE 50 и даже SAE 60, хотя «исходный» двигатель работал на SAE 40. Одновременно можно посоветовать снизить интервалы технического обслуживания двигателя.

Оцените статью
(Оценок: , в среднем: из 5)